Динамика оборота общественного питания в г. Тюмени за период 2007 - 2010 годов
Наименование показателя | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Оборот общественного питания, тыс. руб., в т.ч. | 9434489 | 12969591 | 10141467 | 10284072 |
в % к предыдущему году | - | 136,17 | 64,8 | 100,1 |
Фактор близкого географического расположения к потенциальным рынкам сбыта - автономным округам Тюменской области со слаборазвитым промышленным производством пищевых продуктов и высокой покупательской способностью населения используется тюменскими товаропроизводителями не в полной мере.
Низкой остается доступность для хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка дополнительных финансовых ресурсов. Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной. По результатам исследований Федерального фонда поддержки малого предпринимательства выявлено: одна треть предпринимателей используют личные накопления, и лишь 26% пользуются полученными в банке кредитами. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в предоставлении кредита. Главной причиной того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) считают высокие процентные ставки. Свыше одной четверти предпринимателей (27%) - отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах. При этом сам рынок финансовых услуг в России недостаточно развит - организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.
Для улучшения ситуации необходимо реализовать комплекс мер, направленных на повышение:
- доступности кредитных средств, включая механизм государственной поддержки предпринимательства Тюмени и Тюменской области (предоставление займов на возвратной основе, микрофинансирование, гарантийное обеспечение обязательств хозяйствующих субъектов перед кредитными организациями), в т.ч. оптовому звену торговли;
- эффективности бизнеса за счет внедрения новых технологий, форм и методов обслуживания, создания франчайзинговых проектов тюменскими предпринимателями;
- комфортности условий ведения бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки и неналоговых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков.
В целях дополнительного продвижения тюменских товаров на рынок соседних регионов необходимо инициировать перед Правительством Тюменской области рассмотрение вопроса о распространении действия раздела "Государственная поддержка доставки сельскохозяйственной и продовольственной продукции на потребительский рынок автономных округов Тюменской области, включая обратный грузопоток сельскохозяйственной и продовольственной продукции на юг Тюменской области" областной целевой Программы "Сотрудничество" на организации оптовой торговли, осуществляющие доставку местной продукции на условиях поставки товара, дистрибьюции товара, оказания логистических услуг.