ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 августа 2019 года N 287-р


[Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Алтайском крае]



В целях реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Алтайском крае в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642:


1. Утвердить Концепцию персонифицированного дополнительного образования детей в Алтайском крае (приложение 1).


2. Министерству образования и науки Алтайского края (Костенко М.А.):


2.1. утвердить план мероприятий по внедрению системы персонифицированного дополнительного образования детей в Алтайском крае;


2.2. утвердить правила внедрения и функционирования системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Алтайском крае;


2.3. обеспечить организационное, информационное и методическое сопровождение внедрения системы персонифицированного дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Алтайского края.


3. Министерству культуры Алтайского края (Безрукова Е.Е.), Министерству спорта Алтайского края (Перфильев А.А.) обеспечить организационное, информационное и методическое сопровождение внедрения системы персонифицированного дополнительного образования детей в учреждениях культуры и спорта Алтайского края.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления Алтайского края:


4.1. обеспечить поэтапное внедрение системы персонифицированного дополнительного образования детей с 01.09.2019 согласно приложению 2;


4.2. утвердить положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципальных образований с учетом вышеназванной Концепции.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение 1



Утверждена
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 1 августа 2019 г. N 287-р



КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ



1. Введение


В системе дополнительного образования Алтайского края для удовлетворения запросов и потребностей детей по различным направлениям:


функционируют разнообразные виды детских творческих объединений;


расширяется возрастной диапазон дополнительных общеобразовательных программ;


увеличивается доля дополнительных общеобразовательных программ, рассчитанных на детей от 3 лет и старше;


расширяется спектр дополнительных общеобразовательных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);


внедряются современные образовательные технологии.


Произошли качественные изменения в деятельности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, направленные на совершенствование управления в данной сфере.


Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:


слабый уровень контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;


медленное обновление содержания дополнительного образования детей, в том числе незначительный уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач на территории муниципальных образований;


отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, что не позволяет в полном объеме предоставлять услуги достойного качества и эффективно расходовать средства бюджетов всех уровней, а также ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства.


Актуальной становится такая организация развития системы дополнительного образования детей в Алтайском крае, в рамках которой функционируют социально-ориентированные и финансово-экономические механизмы реализации принципов государственной политики.



2. Общие положения


Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Алтайском крае (далее - "Концепция") разработана в целях формирования и внедрения в регионе системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми или их законными представителями дополнительных общеобразовательных программ, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании (далее - "поставщики образовательных услуг"), и последующего финансирования реализации выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.


Целью реализации Концепции является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию посредством закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств <1>.


________________


<1> Возможность оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств подразумевает закрепление за сертификатом персональных обязательств по оплате выбираемого ребенком (его родителями (законными представителями) дополнительного образования (обязательств передачи средств выбранному поставщику образовательных услуг) либо предоставление возможности зачисления ребенка на обучение по образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств.


Реализация Концепции направлена:


на расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями независимо от их правового статуса и формы собственности;


на повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Алтайского края;


на обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;


на формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.


Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования и персонифицированного учета услуг дополнительного образования посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.


Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования, удостоверяющая возможность его использования для оплаты выбираемой им услуги дополнительного образования за счет бюджетных средств. Сертификат дополнительного образования в зависимости от способа его использования может иметь один из следующих статусов:


сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по программам, реализуемым государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств;


сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности.


Количество сертификатов дополнительного образования со статусом персонифицированного финансирования и объем средств местного бюджета, закрепляемых за ними (номинал сертификата), определяются органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) (далее - "Уполномоченный орган").



3. Механизм реализации Концепции


Реализация Концепции осуществляется на уровне муниципальных образований, государственных организаций в сфере образования, культуры, спорта посредством формирования и использования современных управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет и финансирование дополнительного образования детей.


В целях обеспечения персонифицированного выбора и финансирования дополнительного образования Уполномоченный орган осуществляет ведение реестра сертификатов дополнительного образования в соответствии с порядком, который утверждается правовым актом Уполномоченного органа и предусматривает в том числе правила предоставления и прекращения действия сертификатов дополнительного образования.


В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования Уполномоченный орган осуществляет ведение реестров образовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования.


Для обеспечения персонифицированного учета образовательных траекторий детей осуществляется отдельное ведение следующих реестров:


реестр сертифицированных программ дополнительного образования, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, прошедшие сертификацию в порядке, установленном Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Алтайском крае, утвержденными правовым актом Министерства образования и науки Алтайского края (далее - "Правила ПФДО");


реестр дополнительных предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или) физической культуры и спорта, реализуемые за счет бюджетных средств;


реестр значимых программ дополнительного образования, в который включаются в установленном порядке дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных средств, признаваемые важными для социально-экономического развития Алтайского края;


реестр дополнительных общеразвивающих программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, не вошедшие в реестр значимых программ дополнительного образования, в отношении которых Уполномоченным органом принято решение о сохранении финансирования в рамках выполнения поставщиками образовательных услуг за счет бюджетных средств независимо от спроса со стороны населения.


В реестр сертифицированных образовательных программ включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие в порядке, установленном Правилами ПФДО, добровольную сертификацию, осуществляемую региональным модельным центром дополнительного образования детей.


В целях формирования реестров дополнительных предпрофессиональных программ, значимых программ дополнительного образования, дополнительных общеразвивающих программ на уровне Уполномоченного органа проводится оценка образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет бюджетных средств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»