ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2019 года N 240-пп


Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019 - 2022 годы"

(с изменениями на 19 мая 2022 года)

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 364-пп, от 28.02.2020 N 52-пп, от 18.02.2021 N 24-пп, от 28.09.2021 N 344-пп, от 20.10.2021 N 400-пп, от 28.10.2021 N 440-пп, от 19.05.2022 N 199-пп, от 19.05.2022 N 200-пп, от 19.05.2022 N 201-пп)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1599-р правительство Еврейской автономной области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Еврейской автономной области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019 - 2022 годы".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ



УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 05.08.2019 N 240-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В ЕВРЕЙСКУЮ АВТОНОМНУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2019 - 2022 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 364-пп, от 28.02.2020 N 52-пп, от 18.02.2021 N 24-пп, от 28.09.2021 N 344-пп, от 20.10.2021 N 400-пп, от 28.10.2021 N 440-пп, от 19.05.2022 N 199-пп, от 19.05.2022 N 200-пп, от 19.05.2022 N 201-пп)




I. Паспорт

Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1599-р

Уполномоченные органы исполнительной власти Еврейской автономной области, ответственные за реализацию программы (далее - уполномоченный орган)

Управление по внутренней политике Еврейской автономной области;

департамент по внутренней политике Еврейской автономной области;

аппарат губернатора и правительства Еврейской автономной области (управление по внутренней политике Еврейской автономной области);

департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 19.05.2022 N 201-пп)

Цели программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа, участник Государственной программы), на территории Еврейской автономной области.

2. Обеспечение социально-экономического развития Еврейской автономной области

Задачи программы

1. Создание социально-экономических и информационных условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, в том числе содействие в жилищном обустройстве, с целью содействия их добровольному переселению и закреплению на территории Еврейской автономной области.

2. Сокращение дефицита квалифицированных кадров

Исполнители основных мероприятий программы

Управление по внутренней политике Еврейской автономной области, управление трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области, комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, комитет образования Еврейской автономной области, управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области, управление по опеке и попечительству Еврейской автономной области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Еврейской автономной области (по согласованию), департамент по внутренней политике Еврейской автономной области, департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, департамент образования Еврейской автономной области, департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, аппарат губернатора и правительства Еврейской автономной области (управление по внутренней политике Еврейской автономной области)

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 19.05.2022 N 200-пп)

Этапы и сроки реализации программы

2019 - 2022 годы

Этапы реализации программы не выделяются

Объемы и источники финансирования программы

Программа финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов.

Прогнозируемый объем финансирования программы на 2019 - 2022 годы за счет средств бюджета Еврейской автономной области составляет 224,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2019 год - 60,0 тыс. руб.;

2020 год - 63,0 тыс. руб.;

2021 год - 63,0 тыс. руб.;

2022 год - 38,0 тыс. руб.

В соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области, составляет не более 1746,0 тыс. руб., в том числе по годам:

в 2019 году - не более 270,0 тыс. руб.;

в 2020 году - не более 567,0 тыс. руб.;

в 2021 году - не более 567,0 тыс. руб.;

в 2022 году - не более 342,0 тыс. руб.

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 19.05.2022 N 199-пп)

Основные показатели эффективности программы

1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Еврейскую автономную область и поставленных на учет в УМВД России по Еврейской автономной области, человек.

2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым оказано содействие в трудоустройстве, от общего числа обратившихся участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, %.

3. Количество презентаций программы в государствах постоянного проживания соотечественников с использованием технических каналов связи, единиц.

4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших помощь во временном жилищном обустройстве, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за указанной помощью, %.

5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, охваченных мероприятиями, направленными на социальную, культурную адаптацию и интеграцию в принимающее сообщество, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за данной поддержкой, %.

6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Еврейскую автономную область и поставленных на учет в УМВД России по Еврейской автономной области, %.

7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, прошедших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях на территории Еврейской автономной области, от общего числа обратившихся участников Государственной программы и членов их семей, %

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы позволит обеспечить:

1. Создание социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Еврейскую автономную область, адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, содействие в жилищном обустройстве:

1.1. Переселение на территорию Еврейской автономной области 265 соотечественников (из них: 130 участников программы и 135 членов их семей) с разбивкой по годам:

2019 год - 20 участников программы и 20 членов их семей;

2020 год - 40 участников программы и 45 членов их семей;

2021 год - 45 участников программы и 45 членов их семей;

2022 год - 25 участников программы и 25 членов их семей.

1.2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым оказано содействие в трудоустройстве, от общего числа обратившихся участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста составит не менее 80%:

в 2019 году - не менее 80%;

в 2020 году - не менее 80%;

в 2021 году - не менее 80%;

в 2022 году - не менее 80%.

1.3. Проведение 8 презентаций программы в государствах постоянного проживания соотечественников с использованием технических каналов связи с разбивкой по годам:

2019 год - 2 презентации;

2020 год - 2 презентации;

2021 год - 2 презентации;

2022 год - 2 презентации.

1.4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших помощь во временном жилищном обустройстве, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за указанной помощью составит не менее 10%;

в 2019 году - не менее 10%;

в 2020 году - не менее 10%;

в 2021 году - не менее 10%;

в 2022 году - не менее 10%.

1.5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, охваченных мероприятиями, направленными

на социальную, культурную адаптацию и интеграцию

в принимающее сообщество, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за данной поддержкой составит не менее 70%:

в 2019 году - не менее 70%;

в 2020 году - не менее 70%;

в 2021 году - не менее 70%;

в 2022 году - не менее 70%.

2. Содействие обеспечению потребности экономики Еврейской автономной области в квалифицированных кадрах:

2.1. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Еврейскую автономную область и поставленных на учет в УМВД России по Еврейской автономной области, составит не менее 40%:

в 2019 году - не менее 40%;

в 2020 году - не менее 40%;

в 2021 году - не менее 40%;

в 2022 году - не менее 40%.

2.2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, прошедших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях на территории Еврейской автономной области, от общего числа обратившихся участников Государственной программы и членов их семей составит 100%:

в 2019 году - 100%;

в 2020 году - 100%;

в 2021 году - 100%;

в 2022 году - 100%

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 364-пп, от 19.05.2022 N 199-пп)



II. Общая характеристика сферы реализации программы


Еврейская автономная область расположена в южной части российского Дальнего Востока и имеет выгодное географическое положение. На западе граничит с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем, на юге ее граница по реке Амур совпадает с государственной границей России и Китая.


Область находится в непосредственной близости к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. По ее территории проходит Транссибирская магистраль, которая обеспечивает наикратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.


Площадь области составляет 36,3 тыс. км2.


На 1 января 2019 года численность постоянного населения области составила 160,0 тыс. человек (на 1 января 2018 года - 162,01 тыс. человек). Вследствие естественной убыли население уменьшилось на 0,05 тыс. человек, миграционной убыли - на 0,55 тыс. человек.


Отрицательное сальдо миграции в основном сложилось в результате перемещения населения в другие регионы России. При этом наиболее значительный отток населения наблюдался в Хабаровский и Краснодарский края.


В целях эффективной реализации мероприятий второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, на территории области реализуется утвержденный постановлением губернатора Еврейской автономной области от 8 июня 2010 г. N 165 план мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в области, который предусматривает мероприятия по формированию здорового образа жизни, меры по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний, сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, государственную поддержку семей, имеющих детей, повышение миграционной привлекательности области.


В области приняты такие законы, как:


- закон Еврейской автономной области от 27 июня 2012 г. N 96-ОЗ "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Еврейской автономной области";


(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 364-пп)


- закон Еврейской автономной области от 29 июня 2011 г. N 965-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Данный закон предусматривает дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям в виде регионального материнского (семейного) капитала в размере 120 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.


Ситуация на рынке труда области в течение 2015 - 2017 годов свидетельствует о положительных тенденциях. Реализуется комплекс мероприятий по обеспечению социальной стабильности, повышению занятости населения и защите от безработицы.


Ситуация на регистрируемом рынке труда области в 2017 году оставалась стабильной и характеризовалась снижением численности граждан, имевших статус безработного.


В течение 2017 года в областные государственные казенные учреждения центры занятости населения за предоставлением государственных услуг в поиске подходящей работы обратились 6103 гражданина, что составляет 100,4% к аналогичному периоду прошлого года. Признано безработными 2767 человек, что на 5,4% ниже 2016 года (2924 чел.). Среднегодовая численность безработных в 2017 году составила 1017 человек, в 2016 году - 1063 человека.


В 2017 году в службу занятости населения области заявлено 16,2 тыс. вакансий, что составляет 79,8% к прошлому году. По состоянию на 1 января 2018 года число свободных рабочих мест (вакантных должностей) составило 6,1 тыс. единиц, из них имеют оплату труда выше прожиточного минимума 94,7%, по рабочим профессиям - 70,6%.


На 1 января 2018 года на учете в службе занятости состояло 957 безработных граждан, из них 444 человека (46,4%) - женщины, молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 215 человек (22,5%).


Среди безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, доля лиц, имеющих рабочие профессии, составляла 56,4%, специальности инженерно-технических работников и служащих - 36,6%, 7% - ищущие работу впервые.


Уровень регистрируемой безработицы на конец декабря 2017 года составил 1,1% от численности экономически активного населения, по Российской Федерации - 1,0%, по ДФО - 1,3%.


Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в центрах занятости, претендующих на одну вакансию) на регистрируемом рынке труда на 1 января 2018 года составил 0,18 (по Российской Федерации - 0,6, ДФО - 0,3).


Для укрепления стабильного состояния рынка труда в Еврейской автономной области реализуется государственная программа Еврейской автономной области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2020 - 2025 годы, утвержденная постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 381-пп.


(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 20.10.2021 N 400-пп)


Наиболее востребованы квалифицированные рабочие в обрабатывающих производствах, горнодобывающей промышленности, строительстве, в обслуживании и сельском хозяйстве области: механизаторы, водители автомобиля, слесари (механосборочных работ, ремонтники, сантехники и т.п.), машинисты (бульдозера, различных видов кранов, автовышки, компрессорных установок и др.), плотники, маляры, штукатуры, бетонщики, монтажники, электрогазосварщики, работники всех сельскохозяйственных профессий и другие. При этом работодателям в качестве квалифицированных рабочих требуются готовые профессионалы - преимущественно трудоспособные мужчины среднего возраста с опытом работы.


Среди должностей специалистов и служащих наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения (врачи разных специализаций), инженеры (технологи, программисты, проектировщики, строители), специалисты сферы образования (педагогические работники), средний персонал для финансовой и торговой деятельности (бухгалтер, кассир, экономист) и другие.


Указанные выше особенности приводят к тому, что значительная часть вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, не заполняется местными трудовыми ресурсами. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственных учреждениях службы занятости, на одну заявленную вакансию составляет 0,3 человека.


Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены в силу низкой мобильности населения, отдаленности региона и демографических проблем в других регионах России.


Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственного производства область нуждается как в квалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов.


Потребность вновь создаваемых предприятий в квалифицированных рабочих кадрах лишь частично можно восполнить за счет привлечения местных трудовых ресурсов и организации профессионального обучения. Поэтому потребность в кадрах планируется обеспечивать за счет привлечения квалифицированных специалистов - соотечественников, проживающих за рубежом.


Реализация программы будет способствовать обеспечению экономики области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также дальнейшему стабильному социально-экономическому развитию и демографической стабилизации.


В агропромышленном комплексе (далее - АПК) области в 2018 году насчитывалось 62 сельскохозяйственные организации, 278 крестьянских (фермерских) хозяйств, 15,2 тыс. личных подсобных хозяйств населения, 25,4 тыс. владельцев участков индивидуального жилищного строительства, 24,5 тыс. владельцев садовых и огородных участков, 107 производителей пищевой продукции.


Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Еврейской автономной области составляет 367,4 тыс. га. В составе земель сельскохозяйственного назначения присутствуют сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Площадь сельскохозяйственных угодий в данной категории земель составляет 249,1 тыс. га, в том числе: 89,4 тыс. га пашни, 58,2 тыс. га залежи, 59,4 тыс. га сенокосов, 39,6 тыс. га пастбищ, 2,5 тыс. га многолетних насаждений.


Приоритетными и наиболее перспективными, по оценке специалистов, являются следующие направления сельскохозяйственного производства: производство соевых бобов; животноводство через развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и поддержку начинающих фермеров.


Для реализации поставленных задач необходимо привлечение дополнительных трудовых ресурсов в АПК Еврейской автономной области.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»