Действующий

Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым


2.1. Целевая модель туристического кластера Республики Крым


Целевая модель туристического кластера Республики Крым включает такие элементы, как:


- участники (рисунок 4);


- объекты, включаемые в кластеры (рисунок 5);


- политика масштабирования кластера (рисунок 6);


- территориальная модель пространственной стратегии туристического кластера;


- схема пространственного развития и функциональное зонирование (рисунок 7);


- быстрые старты 2020 года;


- целевые ориентиры 2030 года.


На начальном этапе существования кластера возможно проявление доминантности отдельных участников, которые являются неформальными лидерами. Ввиду отсутствия опыта взаимодействия между участниками кластера возможно возникновение трудностей в принятии управленческих решений, а также конфликтов в распределении сфер влияния. В этой связи наиболее приемлемой схемой сотрудничества является выделение центра-доминанты, наделенного широкими полномочиями по обеспечению нормального режима его деятельности, контроля за выполнением принятых обязательств. Это означает, что центр решает вопросы, связанные с общеэкономической ситуацией кластера, а делегирование полномочий участникам осуществляется в пределах их специализации.


Политика масштабирования кластера предполагает наличие ядра кластера (рисунок 6), а также возможности свободного вхождения в кластер со своими проектами участников отрасли. Ядро кластера должно включать участников доминантных проектов, представителей строительной отрасли, компаний-перевозчиков, научно-образовательного комплекса, профильных ассоциаций, таких как ассоциации туристических операторов, ассоциации отельеров и других ассоциаций, присутствующих на крымском рынке. Идентификация участников, образующих "жесткую" и "мягкую" инфраструктуру, позволяет определить конкретные организации и учреждения, которые будут обеспечивать предприятия ядра необходимыми материально-техническими ресурсами, квалифицированными кадрами, предоставлять информационные услуги, осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти в решении вопросов экономико-правового характера. Задачей данных организаций является предоставление услуг в соответствии со своей специализацией, что обеспечит их вклад в создание конкурентоспособного туристического продукта. Результаты работы кластера зависят, в первую очередь, не от количества участников, а от уровня взаимодействия между ними, которому необходимо придать правовой статус. Формализация сотрудничества участников предполагает выбор схем их взаимодействия, оказывающих влияние на формирование условий сотрудничества между ними, повышение уровня доверия и адекватности принятия управленческих решений.