2.4. Маркетинговая стратегия туристического кластера Республики Крым
Маркетинговая стратегия туристического кластера включает: определение потенциальных рынков для продуктов кластера, описание портрета потенциального потребителя для продуктов кластера и определение инструментов их продвижения, в том числе якорных брендов, а также самостоятельные направления использования якорных брендов и символического капитала.
Для эффективной реализации маркетинговой стратегии, в том числе в процессе формирования продукта кластера, туркластеру необходима кооперация с органами исполнительной власти Республики Крым и муниципалитетами для решения следующих задач:
- с Министерством экономического развития и Министерством транспорта - для синхронизации географии проектов и планов развития дорожного покрытия;
- с Министерством экономического развития и Министерством строительства и архитектуры, а также муниципалитетами - для синхронизации планов благоустройства, политики в сфере выделения земли и концепции развития проекта, в части его территориального планирования и стратегии туристического кластера в целом;
- с Министерством курортов и туризма - на предмет подготовки рынков для продвижения туристических продуктов, а именно для развития символического капитала и якорных брендов Крыма, в том числе посредством их визуализации на потенциальных рынках кластера;
- с Министерством экономического развития и Крымстатом - на предмет формирования адекватной системы мониторинга и статистического наблюдения;
- а также с центром кластерного развития для формирования оказания проектом всех видов государственной поддержки, включая маркетинг и продвижение.
В рамках исследования потенциальных рынков и конкурентной среды туристических продуктов туркластера должны быть определены для каждого проекта кластера рынки и конкуренты в Российской Федерации и в зарубежных странах при определении потенциальных рынков. При планировании и реализации конкретных проектов кластера для туристических продуктов необходимо выделить из всего множества потенциальных рынков группы основных рынков, комплементарных рынков и нишевых рынков. Под основными рынками понимаются готовые к потреблению крымского туристического продукта рынки, хорошо знакомые с крымским регионом; в качестве комплементарных выбираются рынки, готовые к потреблению крымского турпродукта, но недостаточно представленные среди потребителей на сегодня. В качестве нишевых рынков будут рассмотрены рынки, на которых возможна реализация узких нишевых продуктов кластера.
Для первого типа проектов (горизонтальные инициативы) исследование рынка и конкурентной среды не предполагается, поскольку планируется использование результатов горизонтальных проектов для развития и обеспечения деятельности кластера, а также для развития туристических продуктов, созданных в рамках других групп проектов.
Подробнее рынки и конкурентная среда представлены в таблице 7.
Для формирования портрета потенциального потребителя туристических продуктов туристического кластера в качестве базы будет использован портрет потребителя 2018 года. Для существующих туристических продуктов Республики Крым на сегодня отрасль слабо дифференцирована, на рынке представлены преимущественно два основных продукта: санаторно-курортный отдых и пляжный отдых. Потребители санаторно-курортного и пляжного отдыха рассматриваются в качестве потенциальных потребителей для нишевых продуктов туристического кластера и инфраструктурных продуктов туристического кластера.