Действующий

Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым



Предпосылки, обусловленные символическим капиталом территории


В условиях глобализации экономических и социальных процессов формирование бренда территорий выступает одним из ключевых факторов устойчивого развития и инвестиционной привлекательности территории. Территория должна обеспечивать постоянное внимание посредством реализации своего символического капитала и демонстрации самоидентичности. Для выявления символического капитала Республики Крым был проведен анализ объектов Республики Крым, имеющих мировую славу и пользующихся наибольшей популярность среди туристов. Обобщенный символический капитал представлен пятью направлениями: "Детский отдых и оздоровление", "Лечебно-оздоровительный отдых", "Бальнеологическое лечение и оздоровление", "Экстремальный, археологический и автотуризм", "Активные виды туризма".


Направление "Детский отдых и оздоровление" включает следующие объекты: Дворец-музей "Ласточкино гнездо", Массандровский дворец-музей, Воронцовский дворец-музей, Дворцово-парковый комплекс "Ханский дворец, XVI - XIX вв.", Ливадийский дворец-музей, Генуэзская крепость, Крымская астрофизическая обсерватория, Парк Тайган - крымское сафари, Мыс Меганом. Направление характеризуется высокой популярностью среди туристов, часть объектов является кандидатами в список объектов всемирного наследия.


Направление "Лечебно-оздоровительный отдых" - грязелечебный курорт включает следующие объекты: залежи голубой глины - Ойбурское озеро, озеро Джарылгач, Узунларское озеро, Мыс Хамелеон; залежи черной лечебной грязи - Сакское озеро, Чокракское озеро, Аджибачикское озеро, Мойнакское озеро, Тобечикское озеро, озеро Сиваш, озеро Сасык-Сиваш (розовое озеро). Направление характеризуется большой популярностью среди туристов, связанной с высокой эффективностью лечебных грязей Крыма. Целебные свойства крымской голубой глины сравнимы с черной грязью Мертвого моря.


Направление "Бальнеологическое лечение и оздоровление" включает следующие объекты: Евпаторийская минеральная вода, Черная вода (Аджи-Су) и Крымская минеральная вода. Глубина источников от 980 до 1200 метров, в том числе из глубинного разлома между Главной и Внутренней грядами Крымских гор.


Направление "Экстремальный, археологический и автотуризм" включает объекты, имеющие мировую славу и пользующиеся популярностью среди туристов, которые следует рассматривать как якорные бренды: культурный ландшафт "Пещерных городов" Крымской Готии - Мангуп-Кале и Эски-Кермен, Ялтинская пещера, Красные пещеры, Мраморная пещера, Эмине-Баир-Коба, Трехглазка, Геофизическая пещера, гора Ай-Петри, Карадагский заповедник, памятники каменного и медно-бронзового века (300 - 3 тыс. лет назад), памятники эпохи раннего железа (IX в. до н.э. - III в. н.э.), античные памятники (VI в. до н.э. - IV в. н.э.) - Пантикапей и Кафа, крепостные сооружения Харакс, памятники средневековья (IV - XVIII вв. н.э.) - византийские крепости, укрепления, а также монастыри, храмы и поселения на южном и юго-восточном побережье Крыма, христианские, мусульманские и иудейские храмы и культовые сооружения, караимские храмовые комплексы (кенасы), турецкие крепости. Направление характеризуется высокой популярностью среди туристов, связанной со значительным интересом туристов к объектам исторического и культурного наследия.


Направление "Активные виды туризма" включает следующие объекты: Чуфут-Кале, Большой каньон Крыма, Парк Тайган - крымское сафари, Царская тропа, Боткинская тропа. Направление характеризуется высокой популярностью среди туристов, часть объектов является кандидатами в список объектов всемирного наследия.


Следует отметить также высокий потенциал природно-заповедного фонда Республики Крым для формирования символического капитала. Природно-заповедный фонд включает 158 объектов и территорий (в том числе 46 общегосударственного значения). Основу заповедного фонда составляют 6 природных заповедников общей площадью 63,9 тыс. га: Крымский природный заповедник с филиалом "Лебяжьи острова", Ялтинский горно-лесной заповедник, Мыс Мартьян, Карадагский заповедник, Казантипский заповедник, Опукский заповедник.


Символический капитал является базой для осуществления брендинга территории и формирования якорных брендов. Варианты якорных брендов в разрезе экономических микрорегионов могут быть представлены следующим образом: Южный экономический микрорегион - гора Ай-Петри, гора Аю-Даг, Замок-музей "Ласточкино гнездо", Массандровский дворец-музей, Воронцовский дворец-музей, Никитский ботанический сад, Царская тропа; Западный экономический микрорегион - Озеро Сасык-Сиваш (розовое озеро), Сакское озеро, Собор Святителя Николая Чудотворца (одна из доминант исторического облика Евпатории); Юго-восточный экономический микрорегион - Генуэзская крепость, Парк Тайган - крымское сафари, Карадагский заповедник, Мыс Меганом; Центральный экономический микрорегион - Дворцово-парковый комплекс "Ханский дворец, XVI - XIX вв.", Красная пещера, Большой каньон Крыма, кафедральный Александро-Невский собор; Восточный экономический микрорегион - Царский курган, Пантикапей, храм Иоанна Предтечи - один из древнейших на территории СНГ.


Дополнительный символический капитал территории может быть сформирован за счет использования историй и легенд. Крымский полуостров - кладезь различных легенд, многие достопримечательности являются объектами как исторических фактов, так и легенд.


Слабо выражено использование символического капитала городами Республики Крым. В качестве ресурсной базы для формирования бренда городов следует выбирать наиболее значимые объекты, способные идентифицировать территорию: исторические и архитектурные памятники, памятники садово-паркового искусства, уникальные природные объекты, креативные кварталы и пр.


Однако наличие символического капитала (исторических, архитектурных памятников, лечебных источников) достаточно лишь для формирования бренда, его развитие и конвертация в финансовый капитал возможны при популяризации существующих достопримечательностей, что требует инвестиций в создание инфраструктуры, обеспечивающей использование символического капитала, и в маркетинговые мероприятия. Усиление данной зависимости обусловлено, прежде всего, возникновением виртуального туризма, позволяющего в трехмерном пространстве осматривать интересующие объекты, без привязки ко времени и пространству. Реализация символического капитала осуществляется посредством проведения "событий": фестивали, смотры, конкурсы, праздники. В событийный календарь Крыма вошли как крупнейшие традиционные крымские фестивали, ставшие международными, такие как "Великое русское слово", "Экстрим Крым", "Генуэзский шлем", "Боспорские агоны", "Koktebel Jazz Party", "Крымские тулумбасы", "Альминские высоты", "Барабулька", "Воздушное братство", "Live in Blue Bay", так и праздники, посвященные дням культуры различных народов Крыма: русских, украинцев, крымских татар, греков, армян, болгар, немцев; детские и юношеские музыкальные фестивали, спортивные состязания и, конечно, праздники открытия и закрытия курортного сезона, которые проходят во всех курортных городах Крыма. Отдельно можно выделить гастрономические фестивали, посвященные сбору урожая, винно-гастрономические фестивали, которые с каждым годом набирают популярность и также выходят на международный признанный уровень. Однако проведение основной массы "событий" в Республике Крым характеризуется выраженной сезонностью с акцентом на курортный сезон, носит спорадический характер, что свидетельствует о неполноценном использовании имеющихся ресурсов, упущенных инвестиционных и коммерческих возможностях, слабом и одноаспектном развитии бренда.


В целом, формирование и развитие бренда территорий Республики Крым должно базироваться на следующих положениях: учет специфики природно-климатических условий и рельефа местности; развитие объектов символического капитала для формирования якорных брендов; формирование информационного повода и традиций посещения объектов, представляющих символический капитал территории.


Стоит отметить и то, что Республика Крым недавно получила новую систему идентификации. Туристский бренд Крыма состоит из трех частей: платформа бренда, фирменный стиль и графическая часть. Ключевая идея заключена в его слогане - "Я. Крым. Точка притяжения" (рисунок 3). Первая часть - "Я. Крым" - призвана персонализировать Республику, позволить ей выступать в диалоге с потребителем от первого лица. "Точка притяжения" символизирует "крымские магниты", те достопримечательности, которыми гордится Республика.