В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить:
комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Амурской области согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
основные принципы целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Амурской области согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
Положение о деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей в Амурской области согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
2. Определить:
министерство образования и науки Амурской области региональным координатором внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей;
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования" региональным модельным центром дополнительного образования детей в Амурской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области Плутенко А.Д.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Утверждены типовой дизайн-проект и зонирование регионального модельного центра дополнительного образования детей (далее - РМЦ) | Амурская область | Письмо ведомственного проектного офиса и приказ министерства образования и науки Амурской области | 30 октября года, предшествующего получению субсидии |
2. | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Амурская область | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 1 ноября года, предшествующего получению субсидии |
3. | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Амурской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Амурская область | Дополнительное соглашение | 5 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно (при необходимости) |
4. | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Амурская область | Финансовое соглашение | 15 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно (при необходимости) |
5. | Утверждено положение о внедрении модели персонифицированного финансирования в Амурской области | Амурская область | Нормативный правовой акт Правительства Амурской области | 1 марта года получения субсидии |
6. | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование РМЦ | Амурская область | Письмо министерства образования и науки Амурской области | 1 марта года получения субсидии |
7. | Утвержден медиаплан информационного сопровождения внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Амурская область | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 1 марта года получения субсидии |
8. | Определен и нормативно закреплен статус муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании Амурской области | Амурская область | Распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального образования Амурской области | 1 марта года получения субсидии |
9. | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов РМЦ и МОЦ, сотрудников и педагогических работников ведущих организаций дополнительного образования детей | Амурская область | Свидетельство о повышении квалификации | Согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", далее - ежегодно |
10. | Сформирована примерная смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Амурская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 1 апреля года получения субсидии |
11. | Проведены организационные мероприятия, в том числе информационно-разъяснительная кампания в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей | Амурская область | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 1 апреля года получения субсидии, далее - ежегодная актуализация |
12. | Завершение комплектования штатных расписаний РМЦ и МОЦ | Амурская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | Приказы организаций об утверждении штатных расписаний | 1 апреля года получения субсидии, далее - систематическое обновление |
13. | Проведен мониторинг реализации комплекса мер ("дорожной карты") по внедрению целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей | Амурская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | Письмо министерства образования и науки Амурской области с приложением информации согласно форме, утвержденной ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" | 30 ноября года получения субсидии, далее - ежегодно |
14. | Внедрен региональный общедоступный навигатор дополнительного образования детей | Амурская область | Акт о вводе в эксплуатацию регионального общедоступного навигатора дополнительного образования | 1 сентября года получения субсидии |
15. | Внедрены модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме | Амурская область | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 1 сентября года получения субсидии |
16. | Внедрены модели выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Амурская область | Приказ министерства образования и науки Амурской области | 1 сентября года получения субсидии |
17. | Презентация деятельности РМЦ и МОЦ по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Амурская область | Отчет о деятельности РМЦ и МОЦ по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | 15 декабря года получения субсидии, далее - ежегодно |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Амурская область имеет важное геополитическое значение, значительный природно-ресурсный потенциал. Поддержка, оказываемая Амурской области на федеральном уровне, позволила привлечь в область масштабные проекты, многие из которых в настоящее время находятся в стадии активной реализации.
В числе ключевых инвестиционных проектов: введение в эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры космодрома "Восточный", строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" со службами технического сопровождения, строительство крупнейшего в России газоперерабатывающего комплекса (ОАО "Газпром") и газохимического завода (СИБУР), ввод в эксплуатацию Нижне-Бурейской ГЭС.
Стратегическими целями Концепции развития инновационной деятельности в Амурской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 2 мая 2012 г. N 243, являются создание условий для перехода к инновационному сценарию развития экономики области, повышение конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала региона.
Развитие экономики влечет за собой развитие всех сфер образования, в том числе и дополнительного.
Дополнительное образование детей в области является неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования.
Образовательную деятельность осуществляют 977 педагогов дополнительного образования. От общего количества педагогов 38% - педагоги домов и центров детского творчества, 26,4% - педагоги детских юношеских спортивных школ.
В Амурской области осуществляют свою деятельность 80 муниципальных организаций дополнительного образования, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в сфере культуры, сфере физической культуры и спорта.
По программам дополнительного образования деятельность осуществляют 756 объединений:
естественно-научное направление - 17 объединений;
техническое направление - 33 объединения;
социально-педагогическое направление - 32 объединения;
художественное направление - 458 объединений;
патриотическое направление - 45 объединений;
спортивно-оздоровительное направление - 147 объединений;
туристско-краеведческое направление - 24 объединения.
Общий охват обучающихся в организациях дополнительного образования составляет 36602 человека.
Из них:
по возрастным категориям:
16473 человека - обучающиеся 1 - 4 классов (что составляет 45% от общего количества обучающихся);
15716 человек - обучающиеся 5 - 9 классов (что составляет 43% от общего количества обучающихся);
4413 человек - обучающиеся 10 - 11 классов (что составляет 12% от общего количества обучающихся).
Программы дополнительного образования также реализуются в общеобразовательных организациях в организациях профессионального и высшего образования, что позволяет достичь 74% охвата детей и молодежи программами дополнительного образования.
В настоящее время принимаются меры по развитию программ технической направленности (робототехника, рационализаторство и изобретательство, 3D-прототипирование, инженерный дизайн и другие).
Развитие научно-технического направления идет как на муниципальном, так и на региональном уровне, в том числе при поддержке федеральных грантов и субсидий.
В то же время отмечаются:
неравномерный охват услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях области;
недоступность дополнительного образования по технической, естественно-научной направленностям в ряде муниципальных образований, особенно в сельских территориях;
недостаток дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, одаренных);
низкий уровень развития системы дистанционного обучения и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (образование, культура и спорт);