Действующий

О внесении изменений в распоряжение Правительства Орловской области от 13.12.2016 N 585-р "Об утверждении Стратегии развития туристского кластера Орловской области"



Таблица 1



Перспективные рынки туризма

I. Событийный туризм

Цель

Увеличение в 2 раза количества событийных мероприятий, проводимых при поддержке кластера, к 2025 году (по отношению к базовому значению 2018 года)

Рынки

Event-агентства, волонтеры, рынок сувенирной продукции, частные охранные предприятия, новые инфраструктурные объекты: кемпинги, кейтеринги

Технологии

IT-технологии

Ресурсы

Интеллектуальная собственность: проектная деятельность, разработка мероприятий.

Инвестиции: бюджетные, частные.

Стандарты: общественной безопасности, классификации гостиниц, сервиса и обслуживания.

Научная инфраструктура: профильные кадры ВУЗов и научно-исследовательских институтов.

Законодательство: Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Кадры и система образования: режиссеры, актеры, деятели культуры, научные сотрудники; повышение квалификации персонала

Институты

Государственные институты: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Правительство Орловской области.

Институты развития: общественные организации, профессиональные предпринимательские сообщества.

Центры детского развития: хореографические школы, дома культуры, музеи, школы.

Институты общественной поддержки и коммуникации: СМИ, выставки, социальные сети

2019 год

2020 - 2021 годы

2022 - 2025 годы

Проекты

1. Спортивное событийное мероприятие "Тропа героев".

2. Ежегодный автомобильный фестиваль.

3. Литературно-кулинарный фестиваль "Тургеневский бережок".

4. Фестиваль "Щит и меч"

1. Орловский бой, реконструкция и проведение международных соревнований.

2. Православная ярмарка в Болхове.

3. Неделя литературы в Орле.

4. Фермерский фестиваль.

5. Фестиваль современной музыки

1. Воссоздание Орловской крепости.

2. Этнографический праздник (Орловское полесье, Богатырская застава)

Технологии

Создание единого информационного портала, разработка брендбука событий, карты туриста, разработка положений о проведении мероприятий, регистрация брендов Орловской области, схема взаимодействия с метрополией, создание календаря событий, событийный сувенир, PR-технологии, технологии обеспечения безопасности на мероприятии

3D-визуализация, лазерное моделирование

II. Активный и экологический туризм

Цели

Увеличение в 2 раза количества участников турмаршрутов активной, экологической направленности к 2025 году (по отношению к базовому значению 2018 года)

Рынки

Event-агентства, рынок сувенирной продукции, волонтеры, частные охранные предприятия, новые инфраструктурные объекты: кемпинги, кейтеринг

Технологии

IT-технологии

Ресурсы

Интеллектуальная собственность: знания, опыт гидов, экскурсоводов.

Инвестиции: бюджетные, частные.

Стандарты: гостиничное дело, сертификация, ГОСТы, пожарные требования.

Научная инфраструктура: источник научных исследований в области рекреации.

Законодательство: Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Кадры: инструкторы, экскурсоводы, повара, водители, горничные, спасатели, медицинские работники.

Повышение квалификации персонала

Институты

Государственные институты: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительство Орловской области.

Образовательные учреждения: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева" (далее - ОГУ имени И.С. Тургенева), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный институт культуры" (далее также - ОГИИиК), бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Училище олимпийского резерва".

Центры детско-юношеского туризма: кружки, клубы, секции.

Банковские и инвестиционные учреждения

2019 год

2020 - 2021 годы

2022 - 2025 годы

Проекты

1. Создание центров активного отдыха (разработка веломаршрутов, водных, пеших маршрутов).

2. Продвижение онлайн-платформы по продаже туров.

3. Проектирование велодорожного пути

Создание сети сельских гостевых домов, сети кемпингов, транспортной базы, причалов, создание объектов обеспечивающей инфраструктуры

Создание франшизы, образовательного центра, региональной сети велодорожек

Технологии

Online-бронирование.

Интерактивная программа.

Обучение.

Интернет-продвижение, СМИ.

Налоговые преференции.

Софинансирование при участии государственных учреждений.

Программы по регистрации земельных участков.

Интернет-визуализация, медийные, интернет-технологии.

Образовательные технологии.

Интерактивные технологии.

Участие в федеральных грантах

III. Культурно-познавательный туризм

Цели

1. Увеличение на 15% посещаемости музеев Орловской области к 2025 году (по отношению к базовому значению 2018 года).

2. Актуализация ценностей искусства и культуры

Рынки

Гостиницы, музеи, сувениры, кафе, рестораны, театры, транспорт, туроператоры, развлекательные комплексы

Технологии

Online-технологии, мультимедийные ресурсы, туристский информационный центр (далее - ТИЦ), интерактив, информационное и рекламное оповещение, система льгот, события, фестивали

Ресурсы

Соответствие уровня качества предоставляемых услуг.

Научный потенциал музеев.

Государственная финансовая поддержка.

СМИ

Авторские методики экскурсионного обслуживания.

Меценаты, спонсоры.

Партнерство между организациями и учреждениями.

Государственные программы образовательных учреждений

Институты

Государственные институты: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации Правительство Орловской области, Центр кластерного развития.

Институты общественной поддержки и коммуникации: профсоюзы, СМИ

2019 год

2020 - 2021 годы

2022 - 2025 годы

Проекты

1. Продвижение туристических маршрутов в форме квестов.

2. Разработка информационной online-платформы (единого окна) по формированию турпакетов

Разработка мобильных приложений для участников квестов

Создание сети квестов по Орловской области

Технологии

1. Online-технологии.

2. PR-компании в рамках кластера.

3. Рекламная печатная продукция.

4. Сувенирная продукция для квестов (карты, пазлы, подарки).

5. Услуги переводчиков

IV. Интерактивный туризм

Цели

1. Повышение туристской привлекательности региона за счет увеличении количества интерактивных мероприятий.

2. Эмоциональное восприятие туристами мероприятия через непосредственное участие в нем

Рынки

Событийный туризм, активный экотуризм, паратуризм, культурно-познавательный туризм, этнотуризм.

Смежные сферы: специализированные средства размещения, реклама, народные ремесла, сувенирная продукция, сельское хозяйство, личное подсобное хозяйство, легкая промышленность, транспорт, фото- и видеосъемка, полиграфия, реклама, страхование.

Инфраструктура: разработка программ развития интерактивного туризма, организация методологического обеспечения, создание межрегионального обучающего центра, интерактивные системы в музеях, архитектурно-ландшафтный дизайн, информационно-логистическая инфраструктура, дорожная и транспортная инфраструктура, профессиональное технологическое оборудование, строительный сектор

Технологии

Информационные, образовательные, коммуникационные технологии, разработка методик, стандартов, регламентов, PR-технологии

Ресурсы

Правообладание методологией интерактивного туризма (франшиза), федеральная программа развития туристских кластеров, стандарты по всем видам услуг.

Научная инфраструктура: ОГУ имени И.С. Тургенева, ОГИИиК, службы занятости населения

Институты

Законодательство: разработка закона, обеспечивающего безопасность туристов, страхование на массовых мероприятиях.

Кадры: необходимо профессиональное технологическое образование, волонтеры.

Институты развития: Агентство стратегических инициатив, торгово-промышленная палата, система некоммерческих организаций, отраслевой союз "Нейронет".

Профессиональные производственные сообщества: профессиональные ассоциации, саморегулируемые организации, центры детского развития.

Институты общественной поддержки: общественная палата, общественные организации в научной, образовательной сфере, СМИ, социальные сети

2019 год

2020 - 2021 годы

2022 - 2025 годы

Проекты

1. Литературный тур (музейный интерактив, мастер классы и инновации).

2. Этнотуризм в Богатырской заставе.

3. Исторические реконструкции

1. Создание ресурсного центра.

2. Создание маршрутной карты "Круглогодичный этномаршрут на базе Орловского полесья".

3. Литературный тур с использованием квестов по произведениям писателей-орловцев.

4. Маршрутная карта по гидросооружениям Дмитровского района

1. Франшиза "Интерактивный туризм" Этномир/Российские промыслы.

2. Создание деревни "Соловей-разбойник" на базе Орловского полесья.

3. Агродеревня (комплексный проект)

Технологии

Создание единого информационного портала, разработка брендбука событий, карта туриста, разработка положений о проведении мероприятий, регистрация брендов Орловской области, создание календаря событий, событийный сувенир, PR-технологии, технологии обеспечения безопасности на мероприятии, разработка стандарта "Интерактивный туризм", создание IT-платформы, разработка методологий, стандартов, регламентов интерактивного туризма, подготовка кадров, создание контактных зоопарков, создание франшизы интерактивного туризма, масштабирование проектов: промополиграфия, общественные коммуникации


Также перспективными видами туризма на территории Орловской области являются:


деловой туризм, в том числе на базе ТМК "ГРИНН", парка-отеля "Мечта", туроператорской компании "Открытый мир";


сельский, аграрный туризм;


религиозный и паломнический туризм (города Орел, Болхов, Мценск, Дмитровский район, Орловский район);


внутрирегиональный школьный и молодежный туризм (посещение туристских дестинаций и музеев школьниками Орловской области);


активный туризм (веломаршруты, лыжные туры, сплавы, полеты на параплане);


военно-патриотический туризм (маршруты в преддверии юбилея Победы в Великой Отечественной войне).


Для наиболее верного прогнозирования результатов деятельности туристского кластера необходимо проанализировать сильные и слабые стороны туристской сферы Орловской области, а также потенциальные угрозы и возможности, которые возникают вследствие формирования кластера. Сводный анализ представлен в таблице 2.