Действующий

О реализации в Самарской области в 2020 - 2024 годах мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 25 октября 2023 года)



Утверждена
Распоряжением
Правительства Самарской области
от 4 июля 2019 г. N 648-р



КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2020 - 2024 ГОДАХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(в ред. Распоряжений Правительства Самарской области от 01.12.2020 N 592-р, от 14.09.2021 N 460-р, от 25.10.2023 N 559-р)



1. Обоснование потребности в реализации в Самарской области мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Мероприятия), в том числе за счет средств софинансирования из федерального бюджета.


Одной из приоритетных целей политики в сфере образования Самарской области является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение доступного и качественного образования. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений в развитии. В настоящее время в Самарской области насчитывается почти 32 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в возрасте от 0 до 18 лет (7% от общего числа детей Самарской области), из них 10 тысяч детей-инвалидов. Наблюдается устойчивый рост числа детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ментальными нарушениями. В связи с этим значительно увеличился заказ общества на образование по адаптированным образовательным программам.


В 2018/19 учебном году в образовательных организациях Самарской области обучалось 13 792 ребенка с ОВЗ. Дети с ОВЗ обучаются как в общеобразовательных организациях (по инклюзивным формам обучения, в специальных (коррекционных) классах), так и в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - коррекционные школы).


В Самарской области сохранена сеть коррекционных школ, включающая 20 организаций. В 2018/19 учебном году в коррекционных школах обучалось 5 055 учащихся, в том числе 2 565 детей-инвалидов.


Во всех коррекционных школах ведется работа по созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ и по формированию доступной и безбарьерной среды. За период реализации в регионе государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" 13 коррекционных школ были обустроены и приспособлены с учетом условий безбарьерной среды. До 2025 года запланировано обустройство и приспособление еще 7 коррекционных школ.


Каждая коррекционная школа Самарской области имеет интернат, что позволяет обучать детей с ОВЗ, проживающих не только в разных районах Самарской области, но и в других регионах.


Ежегодно в первые классы коррекционных школ поступают на обучение более 300 детей с ОВЗ, в том числе более 100 детей-инвалидов.


Наблюдается устойчивая тенденция изменения контингента обучающихся коррекционных школ: увеличивается численность детей с ОВЗ с сочетанными заболеваниями, со сложной структурой дефекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития. В структуре заболеваний, на основании которых устанавливается инвалидность, на первом месте находятся психические расстройства и расстройства поведения (29,4%), второе место занимают болезни нервной системы (21,4%), на третьем месте врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (16,7%). В связи с этим возникает необходимость внедрения новых технологий психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, возрастает потребность в оснащении кабинетов специалистов служб психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и так далее) современным реабилитационным оборудованием, диагностическими комплектами, коррекционно-развивающими средствами обучения.


Коррекционные школы Самарской области обладают большим опытом в воспитании и образовании детей с ОВЗ. В своей деятельности коррекционные школы руководствуются принципом индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ, включающего получение образования, направленного на полноценное развитие, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи, преодоление коммуникативных барьеров и дефицита впечатлений, выявление творческих способностей и удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании путем реализации программ дополнительного образования, обеспечение условий для социализации и профессиональной ориентации, а также получение последующего профессионального образования и трудоустройство.


Специфика Самарской области как региона с развитым аэрокосмическим и машиностроительным кластером диктует необходимость обновления содержания и совершенствования подходов к обучению детей с ОВЗ в рамках предметной области "Технология". Предметная область "Технология" рассматривается как ресурс профессионального самоопределения школьников с ОВЗ, является средством освоения ими технических компетенций. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие образования" осуществляется обновление содержания предметной области "Технология" в коррекционных школах с учетом концепции преподавания учебного предмета "Технология".


Однако введение новых профилей трудового обучения, внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда региона профессиям требует нового материально-технического оснащения трудовых мастерских.


Участие региона в 2020 - 2024 годах в реализации Мероприятий позволит провести модернизацию имеющейся материально-технической базы коррекционных школ (в том числе обновить условия для реализации предметной области "Технология" с учетом внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям), повысить уровень оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, создать условия для реализации дополнительных общеразвивающих программ, отвечающих современным требованиям.


В ходе реализации Мероприятий планируется достижение следующих результатов: