ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июля 2019 года N 648-р


О реализации в Самарской области в 2020 - 2024 годах мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья

(с изменениями на 25 октября 2023 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Самарской области от 01.12.2020 N 592-р, от 14.09.2021 N 460-р, от 10.06.2022 N 267-р, от 25.10.2023 N 559-р)




В целях реализации мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16:


1. Утвердить прилагаемые:


Комплекс мер ("дорожную карту") по обновлению материально-технической базы в организациях Самарской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам;


Концепцию реализации в Самарской области в 2020 - 2024 годах мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


2. Утвердить региональным координатором, ответственным за реализацию в Самарской области в 2020 - 2024 годах мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья, министерство образования и науки Самарской области.


3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на министерство образования и науки Самарской области.


4. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.


5. Настоящее Распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.



И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
В.В.КУДРЯШОВ



Утвержден
Распоряжением
Правительства Самарской области
от 4 июля 2019 г. N 648-р



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ОБНОВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

(в ред. Распоряжения Правительства Самарской области от 25.10.2023 N 559-р)

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Результат реализации мероприятия

Срок реализации

1.

Утверждение должностного лица министерства образования и науки Самарской области (далее - Министерство) и регионального ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", ответственного за обновление материально-технической базы в организациях Самарской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (далее - коррекционные школы)

Министерство

Распорядительный акт Министерства (далее - распоряжение Министерства)

19 декабря года, предшествующего X <1> году

2.

Утверждение перечня коррекционных школ, в которых планируется обновление материально-технической базы

Министерство

Распоряжение Министерства

19 декабря года, предшествующего X <1> году

3.

Утверждение медиаплана обновления материально-технической базы в коррекционных школах

Министерство, руководители коррекционных школ

Распоряжение Министерства

19 декабря года, предшествующего X <1> году

4.

Проведение мониторинга актуального состояния материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды в коррекционных школах

Руководители коррекционных школ, Министерство

Письмо Министерства

16 января X <1> года

5.

Утверждение и размещение на официальных сайтах коррекционных школ программ их развития с учетом реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы

Руководители коррекционных школ, Министерство

Письмо Министерства

16 января X <1> года

6.

Формирование по итогам мониторинга и согласование перечня оборудования и средств обучения и воспитания, их количества (инфраструктурного листа) для оснащения коррекционных школ

Министерство, руководители коррекционных школ

Письмо Министерства

16 января X <1> года

7.

Объявление закупок в соответствии с согласованным перечнем оборудования и средств обучения и воспитания (инфраструктурным листом) для оснащения коррекционных школ

Министерство, руководители коррекционных школ

Извещение о проведении первой закупки

13 февраля X <1> года

8.

Разработка и направление оператору реализации мероприятия дизайн-проектов помещений коррекционных школ, оснащаемых согласованным оборудованием и средствами обучения и воспитания, в рамках участия в I этапе Всероссийского конкурса "Доброшкола"

Министерство, руководители коррекционных школ

Письмо Министерства

13 марта X <1> года

9.

Согласование дизайн-проектов оснащаемых помещений коррекционных школ

Оператор реализации мероприятия

Протокол оператора реализации мероприятия

17 апреля X <1> года

10.

Доставка в коррекционные школы, а также установка и наладка оборудования и средств обучения и воспитания

Министерство, руководители коррекционных школ

Письмо Министерства

21 августа X <1> года

11.

Проведение мониторинга оценки качества изменений в части обновления содержания образовательных программ, методик преподавания, оценивания результатов освоения образовательных программ в связи с обновлением материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды в коррекционных школах в рамках участия во II этапе Всероссийского конкурса "Доброшкола"

Руководители коррекционных школ, Министерство

Письмо Министерства

9 октября X <1> года

12.

Обеспечение охвата обучающихся коррекционных школ образовательным процессом с использованием закупленного оборудования и средств обучения и воспитания

Министерство, руководители коррекционных школ

Письмо Министерства

27 ноября X <1> года

13.

Обеспечение охвата обучающихся коррекционных школ дополнительными общеобразовательными программами, в том числе с использованием закупленного оборудования и средств обучения и воспитания

Министерство, руководители коррекционных школ

Письмо Министерства

27 ноября X <1> года

14.

Проведение обучающих мероприятий (вебинаров, семинаров, курсов повышения квалификации) для руководящих и педагогических работников коррекционных школ по вопросам реализации проекта по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Министерство, руководители коррекционных школ

Письмо Министерства

11 декабря X <1> года


________________


<1> X - год получения субсидии.



Утверждена
Распоряжением
Правительства Самарской области
от 4 июля 2019 г. N 648-р



КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2020 - 2024 ГОДАХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(в ред. Распоряжений Правительства Самарской области от 01.12.2020 N 592-р, от 14.09.2021 N 460-р, от 25.10.2023 N 559-р)



1. Обоснование потребности в реализации в Самарской области мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Мероприятия), в том числе за счет средств софинансирования из федерального бюджета.


Одной из приоритетных целей политики в сфере образования Самарской области является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение доступного и качественного образования. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений в развитии. В настоящее время в Самарской области насчитывается почти 32 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в возрасте от 0 до 18 лет (7% от общего числа детей Самарской области), из них 10 тысяч детей-инвалидов. Наблюдается устойчивый рост числа детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ментальными нарушениями. В связи с этим значительно увеличился заказ общества на образование по адаптированным образовательным программам.


В 2018/19 учебном году в образовательных организациях Самарской области обучалось 13 792 ребенка с ОВЗ. Дети с ОВЗ обучаются как в общеобразовательных организациях (по инклюзивным формам обучения, в специальных (коррекционных) классах), так и в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - коррекционные школы).


В Самарской области сохранена сеть коррекционных школ, включающая 20 организаций. В 2018/19 учебном году в коррекционных школах обучалось 5 055 учащихся, в том числе 2 565 детей-инвалидов.


Во всех коррекционных школах ведется работа по созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ и по формированию доступной и безбарьерной среды. За период реализации в регионе государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" 13 коррекционных школ были обустроены и приспособлены с учетом условий безбарьерной среды. До 2025 года запланировано обустройство и приспособление еще 7 коррекционных школ.


Каждая коррекционная школа Самарской области имеет интернат, что позволяет обучать детей с ОВЗ, проживающих не только в разных районах Самарской области, но и в других регионах.


Ежегодно в первые классы коррекционных школ поступают на обучение более 300 детей с ОВЗ, в том числе более 100 детей-инвалидов.


Наблюдается устойчивая тенденция изменения контингента обучающихся коррекционных школ: увеличивается численность детей с ОВЗ с сочетанными заболеваниями, со сложной структурой дефекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития. В структуре заболеваний, на основании которых устанавливается инвалидность, на первом месте находятся психические расстройства и расстройства поведения (29,4%), второе место занимают болезни нервной системы (21,4%), на третьем месте врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (16,7%). В связи с этим возникает необходимость внедрения новых технологий психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, возрастает потребность в оснащении кабинетов специалистов служб психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и так далее) современным реабилитационным оборудованием, диагностическими комплектами, коррекционно-развивающими средствами обучения.


Коррекционные школы Самарской области обладают большим опытом в воспитании и образовании детей с ОВЗ. В своей деятельности коррекционные школы руководствуются принципом индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ, включающего получение образования, направленного на полноценное развитие, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи, преодоление коммуникативных барьеров и дефицита впечатлений, выявление творческих способностей и удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании путем реализации программ дополнительного образования, обеспечение условий для социализации и профессиональной ориентации, а также получение последующего профессионального образования и трудоустройство.


Специфика Самарской области как региона с развитым аэрокосмическим и машиностроительным кластером диктует необходимость обновления содержания и совершенствования подходов к обучению детей с ОВЗ в рамках предметной области "Технология". Предметная область "Технология" рассматривается как ресурс профессионального самоопределения школьников с ОВЗ, является средством освоения ими технических компетенций. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие образования" осуществляется обновление содержания предметной области "Технология" в коррекционных школах с учетом концепции преподавания учебного предмета "Технология".


Однако введение новых профилей трудового обучения, внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда региона профессиям требует нового материально-технического оснащения трудовых мастерских.


Участие региона в 2020 - 2024 годах в реализации Мероприятий позволит провести модернизацию имеющейся материально-технической базы коррекционных школ (в том числе обновить условия для реализации предметной области "Технология" с учетом внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям), повысить уровень оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, создать условия для реализации дополнительных общеразвивающих программ, отвечающих современным требованиям.


В ходе реализации Мероприятий планируется достижение следующих результатов:


обучение не менее 1 400 детей с ОВЗ в коррекционных школах, принимающих участие в реализации Мероприятий, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным образовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе;


обучение не менее 2 600 детей с ОВЗ в коррекционных школах, принимающих участие в реализации Мероприятий, в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей;


повышение квалификации 100% педагогов каждой коррекционной школы, принимающей участие в реализации Мероприятий, по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе по предмету "Технология".


Кроме того, планируется обеспечить достижение следующих базовых показателей результативности:


реализовать в 2024 году комплекс мер по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) 100% педагогических работников и специалистов отдельных образовательных организаций;


к 2024 году на 100% обеспечить кадровую потребность отдельных образовательных организаций в педагогических работниках и специалистах в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;


реализовать в 2024 году комплекс мер по созданию в не менее 50% отдельных образовательных организаций условий современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;


реализовать в 2024 году комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" в отдельных образовательных организациях по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум";


обеспечить в 2020 году 100% охват обучающихся отдельных образовательных организаций профориентационной работой.


Перечень целевых индикаторов, характеризующих ход реализации в Самарской области в 2020 - 2024 годах мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья, представлен в приложении 1 к настоящей Концепции.


Кроме того, участие Самарской области в 2020 - 2024 годах в реализации Мероприятий позволит в полной мере реализовать потенциал региона по организации образования в сетевой форме, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе посредством организации деятельности коррекционных школ, принимающих участие в реализации Мероприятий, в качестве региональных учебно-методических (ресурсных) центров, обеспечивающих методическую помощь педагогическим работникам других образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью, а также психолого-педагогическую помощь детям и родителям (законным представителям).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»