ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМЫХ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых мероприятий
Совершенствование системы общего образования Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня работников системы образования.
В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и совершенствования содержания и технологий общего образования, в том числе в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, созданию сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности.
Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в Чувашской Республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", комплекса мер по модернизации системы образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики.
В Чувашской Республике на протяжении последних двух десятилетий реализуются инновационные программы и проекты в системе образования как международного, федерального, так и регионального уровней. В Чувашской Республике апробированы инновационные подходы в управлении образовательными системами, организации образовательного процесса и условий обучения (среды), использовании инновационных, в том числе авторских, образовательных технологий и методик обучения.
В системе образования полностью сформирована нормативно-правовая база, что обеспечило создание условий для эффективного внедрения ФГОС в системе дошкольного, начального общего, основного общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ). Основополагающим документом является Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике". Приказами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) утверждены планы по созданию условий для введения ФГОС начального общего, основного общего, дошкольного образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов широко используются средства билингвального обучения (на русском и чувашском языках) в начальном и основном звене школы. Все инициативы, реализуемые в системе образования, стимулируют инновационную деятельность, а апробация инновационных моделей образования позволяет понять то, как может и должна быть устроена современная школа. В настоящее время в системе образования Чувашской Республики сформированы комплексные качественные модели, которые обладают всеми характеристиками современной модели образовательной организации и являются республиканскими инновационными "точками роста" для реализации программ модернизации. Тот факт, что многие идеи поддерживаются региональной и муниципальными властями, является свидетельством того, что любой инновационный проект будет поддержан в Чувашской Республике и реализован в срок и с большой степенью эффективности.
Однако наряду с проводимыми в системе общего образования Чувашской Республики инновационными изменениями отмечается наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить процессы модернизации:
N пп | Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования Чувашской Республики |
1 | 2 |
1. | Разрыв в технологическом оснащении сельских и городских школ по причине интенсивного процесса технологизации и цифровизации в городской местности в первую очередь и разница в финансировании, направляемом на обновление материально-технической базы сельских и городских школ |
2. | Недостаточно развитая сеть образовательных организаций, реализующих качественные основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Проблема в том, что данные учреждения сосредоточены в основном в столице и крупных городах республики, вследствие этого существует недостаточная доступность для освоения обучающимися сельских школ и малых городов данных направлений |
3. | Неполное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности |
4. | Недостаточно развитые модели дистанционных форм обучения и сетевого партнерства, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей для развития метапредметных компетенций и формирования универсальных учебных действий |
5. | Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся технологиями и содержанием обучения, способных решать вопросы формирования "гибких" компетенций у обучающихся и реализации предметных областей в проектном ключе |
6. | Необходимость реализации комплекса мероприятий по переформатированию работы структур на базе общеобразовательных организаций для расширения границ образования и максимального использования возможностей всей республиканской инфраструктуры во всех областях, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей |
7. | Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения |
8. | Несформированность системы сопровождения инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях, отсутствие гибкой нормативно-правовой базы по реализации инновационных преобразований |
9. | Отсутствие эффективных трансляционных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации общего образования в области цифрового и современного гуманитарного профилей |
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования системы общего образования Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы образовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в предметных областях "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и создания институциональных комплексных моделей "Точка роста" для их развития.
2. Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности"
Реализацию программ дополнительного профессионального образования педагогических работников и руководителей образовательных организаций в Чувашской Республике осуществляет БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии (далее - ЧРИО). Созданы условия для обеспечения законодательного права педагогов на повышение квалификации 1 раз в 3 года.
В Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций. В 2018/19 учебном году повысили квалификацию 9826 педагогических работников, что составило 26,6% от общего количества педагогов республики, из них 5124 человека (52,1%) прошли курсовое обучение в составе 273 учебных групп, 4702 человека (47,9%) приняли участие в обучающих семинарах.
Плановые показатели учебного года (план - 4500 человек) по охвату слушателей курсовой подготовкой выполнены на 113,9% и на 103,6% - семинарской формой повышения квалификации (план - 4540 человек).
Приоритетными целями развития системы дополнительного профессионального образования в Чувашской Республике в 2018/19 учебном году являлись создание системы адресного персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, основанной на анализе качества образования и конкретных образовательных потребностей педагогических работников, выявление и продвижение эффективных моделей педагогических практик, способствующих непрерывному профессиональному развитию педагогических работников, в особенности предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".