Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июля 2019 года N 581-р


[О создании центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.10.2020 N 939-р.
____________________________________________________________________



В целях создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование":


1. Утвердить:


комплекс мер по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников в Чувашской Республике (приложение N 1);


описание предполагаемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников в Чувашской Республике (приложение N 2).


2. Определить региональным координатором создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников в Чувашской Республике Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН



Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.07.2019 N 581-р
     (приложение N 1)



КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

N

пп

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Результат

Срок

1

2

3

4

5

1.

Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников (далее - ЦОПМКПР)

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

25 августа года, предшествующего году получения субсидии

2.

Утверждение медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР и ЦОПМКПР

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

1 октября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно

3.

Утверждение Типового положения о деятельности ЦНППМПР и ЦОПМКПР на территории Чувашской Республики

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

1 октября года, предшествующего году получения субсидии

4.

Согласование и утверждение типового дизайн-проекта и зонирования ЦНППМПР и ЦОПМКПР

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Минобразования Чувашии

30 октября года, предшествующего году получения субсидии

5.

Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦНППМПР, ЦОПМКПР по статьям расходов

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо Минобразования Чувашии

30 ноября года, предшествующего году получения субсидии

6.

Формирование и согласование перечня оборудования для оснащения ЦНППМПР, ЦОПМКПР

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Минобразования Чувашии

1 декабря года, предшествующего году получения субсидии

7.

Заключение дополнительного соглашения о реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Чувашской Республики в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Чувашская Республика

дополнительное соглашение

5 февраля года получения субсидии

8.

Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Чувашская Республика

финансовое соглашение

15 февраля года получения субсидии, далее ежегодно (при необходимости)

9.

Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания ЦНППМПР и ЦОПМКПР

Чувашская Республика

извещение о проведении закупок

25 февраля года получении субсидии

10.

Повышение квалификации (профессионального мастерства) сотрудников и педагогов ЦНППМПР и ЦОПМКПР

Чувашская Республика

свидетельство о повышении квалификации, отчет о выполнении программ переподготовки кадров

согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", далее ежегодно

11.

Закупка, доставка и наладка оборудования для ЦНППМПР и ЦОПМКПР

Минобразования Чувашии

акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной Минобразования Чувашии

25 августа года получения субсидии

12.

Получение лицензии на образовательную деятельность ЦНППМПР (в случае ее отсутствия)

Чувашская Республика

лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа года получения субсидии

13.

Проведение мониторинга оснащенности средствами обучения и приведения площадок ЦНППМПР, ЦОПМКПР в соответствие с брендбуком

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

отчет по форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование"

30 августа года получения субсидии

14.

Завершение комплектования штатных расписаний ЦНППМПР и ЦОПМКПР

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

приказы об утверждении штатных расписаний

30 августа года получения субсидии



Утверждено
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.07.2019 N 581-р
     (приложение N 2)



ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ



Обоснование потребности в создании центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогических работников в Чувашской Республике


Целью национального проекта "Образование" является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество общего образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников (далее также - педагоги), поэтому без создания современных условий для профессионального роста педагогических работников невозможно обеспечить решение этой глобальной задачи. Необходимо также отметить, что на фоне происходящих в обществе изменений изменяются требования к педагогу. Увеличился объем требований к оценке квалификации педагогических работников. В течение последних лет разработаны и утверждены профессиональные стандарты в сфере образования "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", "Специалист в области воспитания", "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", которым работники образовательных организаций должны соответствовать.


В концептуальном поле профессиональных стандартов вводится национальная система учительского роста педагогических работников (далее - НСУР), которая основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта. При этом одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов. Она должна стать основанием для персонифицированного повышения квалификации учителя, что является новой задачей как для системы повышения квалификации, так и для самого педагогического работника.


Исходя из целей и задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации и Чувашской Республики является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, в том числе создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В этих условиях особенно актуальной становится проблема недостаточного владения педагогами цифровыми навыками, в том числе недостаточно грамотного пользования информационно-коммуникационными сетями и технологиями. Данные факты оборачиваются для педагога профессиональным вакуумом, требующим незамедлительного восполнения.


Весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост учителя, являются профессиональные сообщества, практика создания и функционирования которых требует государственной и общественной поддержки, а также современного подхода, учитывающего произошедшие в последние десятилетия изменения профессионального портрета учителя, для становления учителя будущего. В Чувашской Республике в последние годы идет процесс формирования профессиональных сетевых сообществ педагогов. Так, например, с 2016 года на образовательном портале "Открытый класс" постоянно функционируют сетевые сообщества учителей русского языка и литературы "Словесники Чувашии", учителей физики "Вектор", учителей математики и информатики "МатИф". В 2019 году в социальной сети "ВКонтакте" создано сообщество учителей английского языка "Творческая лаборатория учителей английского языка Чувашской Республики". Указанные сообщества, являющиеся инновационными мастерскими для активных и результативных учителей-предметников, стали одной из моделей горизонтального повышения квалификации по системе Р2Р ("равный равному").


В создании новой модели повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников системы общего образования существенную роль должна сыграть интеграция материальных и педагогических ресурсов всех уровней образования, включая среднее профессиональное образование и высшее образование. Этот процесс особенно важен для Чувашской Республики, где значительная часть инновационных процессов сосредоточена в техникумах и колледжах. В республике функционирует один из лучших межрегиональных центров компетенций в области промышленных и инженерных технологий по направлению "Автоматизация, радиотехника и электроника", созданных в 2016 году в семи субъектах Российской Федерации. Межрегиональный центр компетенций (далее - МЦК) стал основной площадкой для подготовки членов национальной сборной и команд других субъектов Российской Федерации к участию в конкурсах профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс, в том числе и мировом чемпионате в Казани в 2019 году.


Чувашская Республика вступила в движение WorldSkills Russia в 2012 году, подписав соглашение о взаимодействии с Национальным оператором WorldSkills Russia - Фондом поддержки социальных проектов "Образование - Обществу".


В республике активно отрабатывается методика демонстрационного экзамена. Уникальная особенность МЦК - возможность проводить демонстрационный экзамен в массовом порядке по всем специальностям даже в рамках промежуточной аттестации - формирует новую идеологию подготовки кадров.


По результатам исследования, проведенного Высшей школой экономики в 2018 году, по типу участия регионов в демонстрационном экзамене Чувашская Республика отнесена к типу "Кадры решают все" - ставка сделана на развитие кадрового потенциала, т.е. больше половины мастеров производственного обучения прошли обучение в Академии WorldSkills.


В 2018 году три профессиональные образовательные организации Чувашской Республики прошли аттестацию и получили статус национального и региональных специализированных центров компетенций (далее - СЦК), в число которых вошли МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии (СЦК национального статуса в компетенции "Электроника"), ГАПОУ "Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии (СЦК регионального статуса в компетенции "Кирпичная кладка") и ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии (СЦК регионального статуса в компетенции "Графический дизайн").


Существенный опыт реализации дополнительных профессиональных программ по новым моделям сосредоточен и в образовательных организациях высшего образования Чувашии.


В 2014 - 2015 годах ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н.Ульянова" являлось победителем конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерных кадров в соответствии с решением конкурсной комиссии Минобрнауки России (протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерных кадров от 31 марта 2014 г. N 1/2014 и протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров от 11 августа 2015 г. N 1). Общая сумма субсидии составила 964,5 тыс. рублей. Проект "Малый физмат" университета удостоен гранта в форме субсидий из федерального бюджета в целях обеспечения реализации мероприятия "Субсидии на реализацию пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям" приоритетного проекта "Доступное образование для детей". Размер гранта - 5,9625 млн. рублей.


Таким образом, новая модель профессионального образования и дополнительного профессионального образования, основанная на гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов, наработанная в системе профессионального образования Чувашской Республики, может стать "точкой роста" и для создания системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников. Именно опыт Чувашской Республики, как весомый ресурс создания так называемых "точек роста", позволит выстроить систему профессионального и карьерного "лифта" педагогов, занятых в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей.


В Чувашской Республике в рамках государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" действует ряд подпрограмм, направленных на совершенствование, обновление и развитие кадрового потенциала системы образования.


В подпрограмме "Государственная поддержка развития образования" государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" (основное мероприятие 8. Реализация мероприятий регионального проекта "Учитель будущего") предусмотрены меры, направленные на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций Чувашии.


В республике начата работа по созданию системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Эта задача решается прежде всего путем обновления содержания дополнительных профессиональных программ педагогических работников, активного привлечения к реализации программ успешных педагогов-практиков, создания стажировочных площадок на базе инновационных образовательных организаций. Реализуются программы развития наставничества, уже 7 лет функционирует "Школа молодого педагога".


Между тем в системе общего образования имеется ряд проблем: нехватка педагогических кадров, старение педагогического состава; значительный разрыв между школами в качестве образования; недостаточное владение современными информационными, мультимедийными технологиями и их использование в учебном процессе; дефицит профессиональных компетенций в области современного технологического обеспечения предметных областей, научных достижений, а также методических и психолого-педагогических компетенций. Указанные проблемы значительно влияют на обеспечение качества системы образования Чувашской Республики.


Имеются проблемы и в обеспечении доступности качественного образования. Об этом свидетельствуют, в частности, образовательные и трудовые траектории выпускников общеобразовательных организаций. Например, в 2018 году в образовательные организации высшего образования поступили 86 процентов выпускников городских школ, 69,5 процента выпускников сельских школ, при этом разброс значений указанного показателя в ряде муниципалитетов достигает 60 процентов.


Еще большая дифференциация наблюдается в образовательных траекториях выпускников лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов, с одной стороны, и выпускников обычных сельских школ - с другой. В наиболее престижные вузы гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани поступают более 64 процентов выпускников школ повышенного уровня и только 25 процентов выпускников сельских школ.


В республике немало образовательных организаций стабильно демонстрируют высокие результаты по комплексу учебных показателей, так, например, в 2015 году 21 школа Чувашии вошла в список лучших школ России, в 2016 году - 17, в 2017 году - 16. При этом следует отметить, что в рейтинги попадают ежегодно одни и те же школы, что свидетельствует о затруднениях перехода "обычной" школы на более качественный уровень, обусловленных в том числе недостаточным уровнем профессионализма педагогических работников и управленцев.


Следует отметить, что имеются и устойчиво неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие своего отставания, что обусловлено рядом проблем. Например, в ряде школ из года в год по результатам основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) более 50 процентов выпускников не получают аттестаты, более 15 процентов выпускников в основной день не могут сдать ОГЭ по математике и др.


Одной из особенностей Чувашской Республики является также то, что 323 школы из 435 находятся в сельской местности, что составляет 74 процента, из них 231 школа (71 процент) является малокомплектной. В этих школах существует неустойчивая внутренняя политика (слабое руководство, недостаточная квалификация педагогов, распространенное совмещение преподавания разных предметов одним учителем, отсутствие условий для цифровой обучающей среды и т.п.), проблемный социальный контекст.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»