КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 октября 2020 года N 939-р


[О комплексе мер по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Чувашской Республике]

(с изменениями на 24 августа 2023 года)

(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2023 N 955-р)




В целях создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование":


1. Утвердить:


комплекс мер по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Чувашской Республике (приложение N 1);


описание предполагаемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Чувашской Республике (приложение N 2).


2. Определить региональным координатором создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Чувашской Республике Министерство образования Чувашской Республики.


(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2023 N 955-р)


3. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 июля 2019 г. N 581-р.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования Чувашской Республики.


(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2023 N 955-р)



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ



Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 17.10.2020 N 939-р
     (приложение N 1)



КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

N

пп

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Результат

Срок

1

2

3

4

5

1.

Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР)

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

15 января года получения субсидии

2.

Согласование и утверждение модели, организационно-правовой формы организации и местонахождения ЦНППМПР

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо Минобразования Чувашии, письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Минобразования Чувашии

1 февраля года получения субсидии

3.

Утверждение медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

1 февраля года получения субсидии

4.

Утверждение Положения о деятельности ЦНППМПР на территории Чувашской Республики

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

15 февраля года получения субсидии

5.

Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦНППМПР по статьям расходов

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо Минобразования Чувашии

1 марта года получения субсидии

6.

Формирование и согласование перечня оборудования для оснащения ЦНППМПР

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо Минобразования Чувашии, письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Минобразования Чувашии

1 апреля года получения субсидии

7.

Заключение дополнительного соглашения о реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Чувашской Республики в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Чувашская Республика, Минпросвещения России, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

дополнительное соглашение

1 мая года получения субсидии

8.

Заключение финансового соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

финансовое соглашение

1 мая года получения субсидии

9.

Заключение соглашения между ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" и организацией, на базе которой создается ЦНППМПР, по вопросам взаимодействия в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

соглашение

1 июня года получения субсидии

10.

Завершение процесса оснащения ЦНППМПР оборудованием

Чувашская Республика

письмо Минобразования Чувашии

30 августа года получения субсидии

11.

Завершение комплектования штатного расписания ЦНППМПР

Чувашская Республика

приказ об утверждении штатных расписаний

30 августа года получения субсидии

12.

Открытие ЦНППМПР

Чувашская Республика, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо Минобразования Чувашии, письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование"

1 сентября года получения субсидии



Утверждено
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 17.10.2020 N 939-р
     (приложение N 2)



ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ



Обоснование потребности в создании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Чувашской Республике


Целью национального проекта "Образование" являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество общего образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников (далее также - педагог), поэтому без создания современных условий для профессионального роста педагогических работников невозможно обеспечить решение этой глобальной задачи. Необходимо также отметить, что на фоне происходящих в обществе изменений изменяются требования к педагогу. Увеличился объем требований к квалификации педагогических работников. В течение последних лет разработаны и утверждены профессиональные стандарты в сфере образования "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", "Специалист в области воспитания", "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", которым работники образовательных организаций должны соответствовать.


В концептуальное поле профессиональных стандартов вводится национальная система учительского роста педагогических работников (далее - НСУР), которая основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта. При этом одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов. Она должна стать основанием для персонифицированного повышения квалификации учителя, что является новой задачей как для системы повышения квалификации, так и для самого педагогического работника.


Одним из приоритетных направлений развития в Чувашской Республике является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, в том числе создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В этих условиях особенно актуальной становится проблема недостаточного владения педагогами цифровыми навыками, в том числе недостаточно грамотного пользования информационно-коммуникационными сетями и технологиями. Данные факты оборачиваются для педагога профессиональным вакуумом, требующим незамедлительного восполнения.


Весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост учителя, являются профессиональные сообщества, практика создания и функционирования которых требует государственной и общественной поддержки, а также современного подхода, учитывающего произошедшие в последние десятилетия изменения профессионального портрета учителя, к формированию учителя будущего. В Чувашской Республике в последние годы идет процесс формирования профессиональных сетевых сообществ педагогов. Так, например, с 2016 года на образовательном портале "Открытый класс" постоянно функционируют сетевые сообщества учителей русского языка и литературы "Словесники Чувашии", учителей физики "Вектор", учителей математики и информатики "МатИф". В 2019 году в социальной сети "ВКонтакте" создано сообщество учителей английского языка "Творческая лаборатория учителей английского языка Чувашской Республики". Указанные сообщества, являющиеся инновационными мастерскими для активных и результативных учителей-предметников, стали одной из моделей горизонтального повышения квалификации по системе "равный равному".


В создании новой модели повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников системы общего образования существенную роль должна сыграть интеграция материальных и педагогических ресурсов всех уровней образования, включая среднее профессиональное образование и высшее образование. Этот процесс особенно важен для Чувашской Республики, где значительная часть инновационных процессов сосредоточена в техникумах и колледжах. В республике функционирует один из лучших межрегиональных центров компетенций в области промышленных и инженерных технологий по направлению "Автоматизация, радиотехника и электроника", созданных в 2016 году в семи субъектах Российской Федерации. Межрегиональный центр компетенций (далее - МЦК) стал основной площадкой для подготовки членов национальной сборной и команд других субъектов Российской Федерации к участию в конкурсах профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс.


В республике активно отрабатывается методика демонстрационного экзамена. Уникальная особенность МЦК - возможность проводить демонстрационный экзамен в массовом порядке по всем специальностям даже в рамках промежуточной аттестации - формирует новую идеологию подготовки кадров.


По результатам исследования, проведенного Высшей школой экономики в 2018 году, по типу участия регионов в демонстрационном экзамене Чувашская Республика отнесена к типу "Кадры решают все" - ставка сделана на развитие кадрового потенциала, т.е. больше половины мастеров производственного обучения прошли обучение в Академии WorldSkills.


В 2018 году три профессиональные образовательные организации Чувашской Республики прошли аттестацию и получили статус национального и региональных специализированных центров компетенций (далее - СЦК), в число которых вошли МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии (СЦК национального статуса в компетенции "Электроника"), ГАПОУ "Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии (СЦК регионального статуса в компетенции "Кирпичная кладка") и ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии (СЦК регионального статуса в компетенции "Графический дизайн").


Существенный опыт реализации дополнительных профессиональных программ по новым моделям сосредоточен и в образовательных организациях высшего образования Чувашии.


В 2014 - 2015 годах ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н.Ульянова" являлось победителем конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерных кадров в соответствии с решением конкурсной комиссии Минобрнауки России (протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерных кадров от 31 марта 2014 г. N 1/2014 и протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров от 11 августа 2015 г. N 1).


Таким образом, новая модель профессионального образования и дополнительного профессионального образования, основанная на гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов, наработанная в системе профессионального образования Чувашской Республики, может стать "точкой роста" и для создания системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников. Именно опыт Чувашской Республики, как весомый ресурс создания так называемых "точек роста", позволит выстроить систему профессионального и карьерного роста педагогов, занятых в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей.


В Чувашской Республике в рамках государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" действует ряд подпрограмм, направленных на совершенствование, обновление и развитие кадрового потенциала системы образования.


В подпрограмме "Государственная поддержка развития образования" государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" (основное мероприятие 8. Реализация мероприятий регионального проекта "Учитель будущего") предусмотрены меры, направленные на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций в Чувашской Республике.


В республике начата работа по созданию системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Эта задача решается прежде всего путем обновления содержания дополнительных профессиональных программ педагогических работников, активного привлечения к реализации программ успешных педагогов-практиков, создания стажировочных площадок на базе инновационных образовательных организаций. Реализуются программы развития наставничества, функционирует "Школа молодого педагога".


Между тем в системе общего образования имеется ряд проблем: нехватка педагогических кадров, старение педагогического состава; значительный разрыв между школами в качестве образования; недостаточное владение современными информационными, мультимедийными технологиями и их использование в учебном процессе; дефицит профессиональных компетенций в области современного технологического обеспечения предметных областей, научных достижений, а также методических и психолого-педагогических компетенций. Указанные проблемы значительно влияют на обеспечение качества системы образования Чувашской Республики.


В республике немало образовательных организаций, стабильно демонстрирующих высокие показатели. При этом следует отметить, что в рейтинги попадают ежегодно одни и те же школы, что свидетельствует о затруднениях перехода "обычной" школы на более качественный уровень, обусловленных в том числе недостаточным уровнем профессионализма педагогических работников и управленцев.


Следует отметить, что имеются и устойчиво неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие своего отставания, что обусловлено рядом проблем. Например, в ряде школ из года в год по результатам основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) более 50 процентов выпускников не получают аттестаты, более 15 процентов выпускников в основной день не могут сдать ОГЭ по математике и др.


Сложившаяся ситуация с развитием возможностей выпускников общеобразовательных организаций не отвечает принципам стратегии развития реального сектора экономики Чувашии, основными приоритетами которой являются высокотехнологичные производства.


Следует обратить серьезное внимание и на результаты участия школьников Чувашии в международных исследованиях качества образования (PIRLS-2006, TIMSS-2007, 2008, 2011, 2015, PISA-2009, 2012, 2015 и др.). В целом учащиеся показывают хорошие результаты по всем параметрам исследований, кроме читательской грамотности. Исследования показали, что ученики слабо справляются с заданиями, в которых надо адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях. Особые затруднения также вызывают задания по применению методов естественнонаучного исследования, задания экологического содержания. Анализ показывает, что одной из причин указанных проблем является недостаточная компетентность педагогов в формировании таких умений, как постановка задачи исследования, выдвижение научных гипотез и предложение способов их проверки, определение плана исследования и интерпретация его результатов, использование приемов, повышающих надежность получаемых данных. В процессе обучения учащимся предлагается мало заданий, где надо объяснить реальное явление на основе имеющихся знаний, аргументированно спрогнозировать развитие какого-либо процесса.


В последние годы Чувашская Республика активно участвует в исследованиях компетенций учителей. В 2015, 2016 годах исследование проходили учителя русского языка и литературы, математики, 2018 году - учителя истории, обществознания, русского языка и литературы, математики и информатики и др. В целом учителя показали неплохой уровень знаний преподаваемого предмета и достаточно низкий уровень методической и психолого-педагогической подготовки. Об этом же свидетельствуют опросы учителей, проводимые ежегодно БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии (далее - ЧРИО). Педагоги обращают внимание на то, что программы курсов повышения квалификации в большей степени не нацелены на конкретные запросы учителей, практические тренинги, реальную методическую помощь педагогам.


Следует обратить внимание и на тот факт, что доля учителей с высшей и первой квалификационной категорией по результатам аттестации составляет в Чувашской Республике почти 80 процентов от общего числа учителей. Когда доля наиболее компетентных и успешных учителей слишком велика, то система квалификационных категорий теряет свой ранжирующий смысл, учителям некуда стремиться и некуда расти. Эти данные свидетельствуют о том, что система квалификационных категорий недостаточно отражает результаты работы учителя, его стаж, качество образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»