ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2019 года N 432-ПП


Об утверждении Стратегии реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года

(с изменениями на 24 ноября 2022 года)

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 24.12.2021 N 954-ПП, от 24.11.2022 N 814-ПП)




В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законами Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" и от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:


1. Утвердить Стратегию реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года (прилагается).


2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 06.11.2012 N 1238-ПП "О Концепции развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2012, 17 ноября, N 478-481) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1624-ПП.


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.


4. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 16 июля 2019 г. N 432-ПП



СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 24.12.2021 N 954-ПП, от 24.11.2022 N 814-ПП)



Стратегия реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (далее - Основы государственной культурной политики), Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года), направлением "Создание комфортной среды для жителей Свердловской области" Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Концепцией реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной Приказом Министерства культуры Свердловской области от 29.03.2018 N 100 "Об утверждении Концепции реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года", и направлена на реализацию их целей и задач.



Раздел 1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ


Стратегия разработана в соответствии с:


1) Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


2) Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области";


3) Порядком принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";


4) Распоряжением Правительства Свердловской области от 07.05.2018 N 294-РП "О внесении изменений в Распоряжение Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году" и об утверждении перечня отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";


5) Перечнем поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕК пп;


6) Перечнем поручений Губернатора Свердловской области от 31.05.2018 N 16-ЕК пп;


7) Приказом Министерства культуры Свердловской области от 29.03.2018 N 100 "Об утверждении Концепции реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года".


Разработчиком Стратегии является Министерство культуры Свердловской области.


Ответственным исполнителем-координатором и ответственным за контроль и реализацию Стратегии является Министерство культуры Свердловской области.



Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ



Подраздел 2.1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ


Свердловская область относится к числу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем развития сферы культуры. В Свердловской области накоплен значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, формы бытования и ценности традиционной культуры живущих на Урале этносов, развитая сеть организаций культуры и образования в сфере культуры и искусства различных форм собственности (далее - организации культуры), кадровый состав специалистов и управленцев региональными культурными процессами.


Характеристика состояния сферы культуры в Свердловской области приведена в приложении N 1 к Стратегии.


Органами государственной власти Свердловской области культура рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития Свердловской области. В рамках такого подхода культура не может ограничиваться отраслевым форматом, а должна стать ключевым элементом социально-экономических преобразований, что в полной мере согласуется с государственной культурной политикой Российской Федерации. В этом контексте наряду с признанием ценности культуры как таковой все большее значение приобретает инструментальный подход к культуре, при котором она становится ресурсом развития Свердловской области, фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений.


Исполнительный орган государственной власти Свердловской области, ответственный за реализацию культурной политики Свердловской области, - Министерство культуры Свердловской области. Согласно Положению о Министерстве культуры Свердловской области, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 565-ПП "О Министерстве культуры Свердловской области", ведомство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющим государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации.


Межведомственное взаимодействие в области реализации государственной культурной политики осуществляется при реализации социально значимых проектов, проектов в сфере международного сотрудничества, образования в сфере культуры и искусства.


Для успешной реализации государственной культурной политики в Свердловской области, основные принципы которой изложены в Основах государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, имеются следующие условия:


1) значительный историко-культурный и духовный потенциал, давние глубокие традиции народного творчества, профессионального искусства и образования в сфере культуры и искусства, представляющие интерес не только для других субъектов Российской Федерации, но и зарубежных стран. Высокие достижения в сфере театрально-концертной деятельности позволяют не только поддерживать конкурентоспособность Свердловской области в сфере исполнительских искусств, но и сохранять живые культурные традиции и активную творческую среду;


2) наличие масштабной сети организаций культуры, способных обеспечить как сохранение и распространение культурных ценностей, так и производство качественного культурного продукта практически во всех сферах культурной деятельности. За период 2007 - 2017 годов снизилось количество культурно-досуговых учреждений, библиотек, однако количественное сокращение не привело к снижению востребованности и доступности их услуг. В библиотечной сфере развитие получили внестационарные и удаленные формы обслуживания пользователей на основе использования общероссийских электронных ресурсов и информационных ресурсов региональных корпоративных проектов, таких как "Региональный каталог библиотек Свердловской области", "Весь Урал" и другие. Библиотеки развиваются как информационные и социокультурные центры, удовлетворяющие информационные потребности населения, обеспечивающие интеллектуальный досуг и творческую самореализацию граждан.


Имеется опыт создания многофункциональных культурно-образовательных объектов как путем перепрофилирования действующих организаций культуры, так и путем создания новых организаций.


Например, государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская государственная детская филармония" (далее - Свердловская государственная детская филармония), основным видом деятельности которого является создание и показ концертных программ, в качестве иного вида деятельности реализует дополнительные общеобразовательные программы для детей, а также осуществляет создание и показ спектаклей.


В городе Первоуральске создано и успешно действует государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Инновационный культурный центр" (далее - Инновационный культурный центр), предоставляющее населению услуги в сфере образования, театрального, музейного дела и библиотечного обслуживания.


Кроме того, прорабатывается вопрос строительства для государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Уральский хореографический колледж" учебного корпуса, обладающего всеми условиями для организации образовательного процесса по специальности "Искусство балета", включая наличие учебного театра, а также кампуса для проживания обучающихся.


Сфера культуры пополнилась новым негосударственным сектором, объединяющим инициативно возникшие общественные, ведомственные и частные институции. Это, например, частные театры, музеи, кинотеатры, кинокомпании и киностудии, музыкальные, джазовые и рок-коллективы, ряд общественных культурно-просветительских организаций и творческих союзов. Существующие в режиме самофинансирования, со дня создания вписанные в рыночную экономику и подчиняющиеся ее законам, они творчески выполняют свою культурную роль и оказывают все более заметное влияние на культурную ситуацию и атмосферу города Екатеринбурга и Свердловской области (к примеру, некоммерческое партнерство "Коляда-театр", театр "Волхонка", Музей Невьянской иконы, кинокомпании "Снега", "29 февраля" и "А-фильм", известные в стране джазовые и рок-группы);


3) стабильно и качественно работающая сеть организаций образования в сфере культуры и искусства, способная обеспечить воспроизводство кадров для сферы культуры. В Свердловской области сохранена сеть детских школ искусств (далее - ДШИ), обеспечивающих качественный набор в профессиональные образовательные организации. Лидеры профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства (государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Уральский музыкальный колледж", государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского (колледж)", государственное автономное профессиональное образовательное учреждение колледж Свердловской области "Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Екатеринбургский государственный театральный институт") обеспечивают сферу культуры высокопрофессиональными кадрами.


В целях улучшения условий подготовки кадров для сферы культуры и укрепления первой ступени трехуровневой системы образования в сфере искусства Министерством культуры Свердловской области в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по перспективному развитию детских школ искусств на 2018 - 2022 годы, утвержденным Первым заместителем Министра культуры Российской Федерации 24.01.2018, в 2018 году начат процесс передачи муниципальных детских школ искусств в государственную собственность Свердловской области. Это позволит улучшить качество художественного образования, укрепить методические и творческие связи в образовательном пространстве сферы культуры, модернизировать систему образования в сфере искусства, увеличить финансирование ДШИ, улучшить их материально-техническую базу;


4) наличие эффективной системы дополнительного профессионального образования руководителей и работников сферы культуры в контексте потребностей и процессов ее развития. Организующую роль в данной системе играет государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования" (далее - Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования). Кроме того, реализацию дополнительных профессиональных программ ведут две областные библиотеки (государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В.Г. Белинского" и государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская областная библиотека для детей и молодежи имени В.П. Крапивина"), а также государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский государственный областной Дворец народного творчества", государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера";


5) наличие опыта успешного решения творческих задач в условиях преодоления экономических проблем. Современные экономические условия потребовали от организаций культуры существенной перестройки деятельности и социально-экономического поведения: освоения технологий социального продвижения своего продукта, новых форм работы со зрителем, привлечения внебюджетных средств и фандрайзинга, рационального ведения деятельности (оптимизации затрат). В этом непростом процессе адаптации к рынку появились свои лидеры, показывающие пример успешной модернизации, новой экономической, социальной и творческой стратегии. Это, прежде всего, государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская ордена Трудового Красного Знамени государственная академическая филармония" (далее - Свердловская государственная академическая филармония), государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии", ряд других государственных и муниципальных учреждений культуры (далее - учреждения культуры). Однако новые методы и современное отношение к делу усвоили не все учреждения культуры;


6) успешный опыт реализации крупных культурных проектов российского и международного масштаба, способствующих продвижению Свердловской области, повышению его инвестиционной привлекательности, таких как: Международный музыкальный фестиваль "Безумные дни" в Екатеринбурге, Международный музыкальный фестиваль "Евразия", Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Музыкальный фестиваль "Уральская ночь музыки - Ural Music Night", Уральский открытый фестиваль российского кино, фестиваль "Старый новый рок", фестиваль современного танца "На грани", Всероссийский театральный фестиваль "Реальный театр", Международный фестиваль театров кукол "Петрушка Великий", Международный фестиваль музыкального творчества "Земля - наш общий дом", Екатеринбургский книжный фестиваль и другие;


7) наличие системы управленческого и научного сопровождения функционирования и развития сферы культуры. В Свердловской области основными являются программно-целевой и проектный методы управления. Эффективность программно-целевого метода управления доказана многолетней практикой. При этом в сфере культуры успешно внедряется и проектный подход для решения конкретных задач, особенно в условиях временных и ресурсных ограничений, в целях повышения общей результативности и управляемости.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»