Действующий

Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года (с изменениями на 4 августа 2022 года)



Глава 4. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ


Анализ территориальной дифференциации торгового обслуживания населения проведен по показателю "Обеспеченность населения торговыми площадями" (далее - Показатель) как основному Показателю, отражающему качество жизни населения. В соответствии с законодательством Российской Федерации Показатель является критерием оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.


Данные по Показателю сформированы на основе информации, ежегодно предоставляемой органами местного самоуправления муниципальных образований. Для проведения анализа использована динамика за 5 лет - с 2011 по 2016 год.


С целью объективного рассмотрения вопроса зонирование муниципальных образований выполнено в несколько этапов с использованием различных критериев.


На первом этапе проведен расчет среднегодовых темпов прироста Показателя за периоды 5 лет и 3 года, а также изменения Показателя за 2016 год в сравнении с 2015 годом. Далее проведен сравнительный анализ изменения среднегодовых темпов прироста с целью дифференцирования муниципальных образований.


В результате анализа выделены две существенные характеристики муниципальных образований:


1) замедление темпов роста обеспеченности населения торговыми площадями;


2) ускорение темпов роста Показателя.


С целью адекватного объяснения причин наметившейся динамики Показателя и прогнозирования дальнейшего развития, а также необходимых действий для достижения актуальных целей использован дополнительный критерий.


Следующим шагом для территориального зонирования выбран анализ достижения минимального норматива обеспеченности населения торговыми площадями, установленного для каждого муниципального образования, и сопоставление с фактически достигнутыми значениями Показателя.


По совокупности критериев муниципальные образования зонированы на 4 группы.


К 1 группе отнесены муниципальные образования, у которых зафиксировано замедление темпов роста Показателя. Причиной данной тенденции является то, что муниципальные образования, вошедшие в эту группу, уже достигли достаточно высоких показателей уровня развития торговой деятельности, которые можно охарактеризовать для них как пиковые значения. Дальнейшее развитие не предполагает активных количественных темпов, акцент будет сделан на повышение качества торгового обслуживания населения.


К 2 группе отнесены муниципальные образования, у которых также зафиксировано замедление темпов роста Показателя, однако причины данной тенденции противоположны. Данная тенденция обусловлена некими негативными факторами и в данную группу входят муниципальные образования, у которых одновременно с замедлением темпов роста Показателя также зафиксирована одна из следующих ситуаций:


1) недостижение минимального норматива обеспеченности населения торговыми площадями;


2) превышение фактической обеспеченности населения торговыми площадями над минимальным нормативом менее чем на 20%;