На основании паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03 сентября 2018 года N 10, в целях внедрения в Республике Хакасия целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей федерального проекта "Успех каждого ребенка" Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить:
1) комплекс мер по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Республики Хакасия (приложение 1);
2) основные принципы целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Республики Хакасия (приложение 2).
2. Определить:
1) региональным координатором, ответственным за создание и функционирование на территории Республики Хакасия регионального модельного центра дополнительного образования детей, Министерство образования и науки Республики Хакасия;
2) региональным модельным центром дополнительного образования детей в Республике Хакасия, осуществляющим организационное, методическое, аналитическое сопровождение и мониторинг развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Республики Хакасия, а также координацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования".
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.КОНОВАЛОВ
Утвержден
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 03.07.2019 N 92-п
КОМПЛЕКС МЕР ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Утверждение положения о региональном модельном центре дополнительного образования детей в Республике Хакасия (далее - РМЦ) | Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - региональный координатор) | Распорядительный акт Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее - Минобрнауки РХ) | июль 2019 г. |
2 | Утверждение плана деятельности РМЦ | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | июль 2019 г. |
3 | Утверждение типового дизайн-проекта и зонирования РМЦ | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | июль 2019 г. |
4 | Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | сентябрь 2019 г. |
5 | Заключение дополнительного соглашения по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" в Республике Хакасия в подсистеме управления национальными проектами ГИИС УОФ "Электронный бюджет" | Региональный координатор | Дополнительное соглашение между Правительством Республики Хакасия и Минпросвещения России | февраль 2020 г. |
6 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами ГИИС УОФ "Электронный бюджет" | Региональный координатор | Финансовое соглашение между Правительством Республики Хакасия и Минпросвещения России | февраль 2020 г. |
7 | Утверждение положения о внедрении модели персонифицированного финансирования в Республике Хакасия | Региональный координатор | Постановление Правительства Республики Хакасия | 01 марта 2020 г. |
8 | Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование РМЦ | Региональный координатор | Письмо Минобрнауки РХ в Минпросвещения России | 01 марта 2020 г. |
9 | Утверждение медиаплана информационного сопровождения внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | 01 марта 2020 г. |
10 | Определение и нормативное закрепление статуса муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании Республики Хакасия | Региональный координатор | Распорядительные акты Минобрнауки РХ, администраций муниципальных образований Республики Хакасия | 01 марта 2020 г. |
11 | Повышение квалификации сотрудников и педагогов РМЦ и МОЦ, сотрудников и педагогических работников ведущих организаций дополнительного образования | Региональный координатор | Свидетельство о повышении квалификации | Согласно графику, далее ежегодно |
12 | Формирование сметы расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Региональный координатор | Смета расходов | 01 апреля 2020 г. |
13 | Проведение организационных мероприятий, в том числе информационно-разъяснительной кампании в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | 01 апреля 2020 г., далее ежегодная актуализация |
14 | Комплектование штатного расписания РМЦ и МОЦ | Региональный координатор. администрации муниципальных образований Республики Хакасия | Распорядительные акты об утверждении штатных расписаний | 01 апреля 2020 г., далее систематическое обновление |
15 | Завершение внедрения регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | 01 сентября 2020 г. |
16 | Внедрение модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | 01 сентября 2020 г. |
17 | Внедрение моделей выравнивания доступности дополнительных образовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | Региональный координатор | Распорядительный акт Минобрнауки РХ | 01 сентября 2020 г. |
18 | Проведение мониторинга реализации комплекса мер ("дорожная карта") по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Региональный координатор | Письмо Минобрнауки РХ | 30 ноября 2020 года |
19 | Презентация деятельности РМЦ и МОЦ по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | Региональный координатор | Отчет о деятельности РМЦ и МОЦ по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей | 15 декабря 2020 г., далее ежегодно |
Утверждены
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 03.07.2019 N 92-п
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития республиканской системы дополнительного образования детей в Республике Хакасия в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
1.1. Проблематика и предполагаемые результаты
Целевая модель развития республиканской системы дополнительного образования детей (далее - целевая модель) реализуется с целью достижения результата 1.13 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03 сентября 2018 года N 10, отраженного в результатах регионального проекта Республики Хакасия "Успех каждого ребенка" (утвержден президиумом Совета развития при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия от 13 мая 2019 года N 09). Целевая модель находится в неразрывной связи с государственной программой Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556 (с последующими изменениями), в том числе в части развития дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ и с использованием механизма сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, учреждениями спорта, культуры и искусства, а также формирования сети детских технопарков, инновационных площадок и иных форм дополнительного образования, в части поддержки одаренных детей, в том числе путем развития системы конкурсов и олимпиад, заочных школ и электронного обучения по программам углубленного изучения предметов.
Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества. Все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.
В Республике Хакасия дополнительное образование детей является составляющей частью единого образовательного процесса. В настоящее время в системе образования Республики Хакасия формируются и развиваются комплексные качественные модели развития научно-технического творчества обучающихся, обладающие всеми характеристиками современной модели образовательной организации, которые являются республиканскими "инновационными точками роста" для реализации программ модернизации и дальнейшего развития дополнительного образования.
Однако наряду с инновационными изменениями в республиканской системе дополнительного образования фиксируется ряд нерешенных задач, что может существенно замедлить процессы модернизации:
отсутствие и сокращение в ряде муниципалитетов программ дополнительного образования технической, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей, недостаточный охват системой дополнительного образования детей из сельских муниципалитетов Республики Хакасия, что не даст обучающимся возможность выбрать объединение по их интересам, как следствие - количественная и качественная недостаточность, недоступность, диспропорции в развитии инфраструктуры системы дополнительного образования;
недостаточное развитие системы сетевого взаимодействия в связи с отдаленным расположением организаций дополнительного образования сельских муниципалитетов от образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, организаций, располагающих необходимыми педагогическими и материально-техническими ресурсами для реализации дополнительных общеразвивающих программ, как следствие - недостаточный охват детей программами по приоритетным направленностям, слабая ориентация на потребности региональной экономики, на взаимодействие с ее реальным сектором;
недостаточный выбор, низкая вариативность образовательных услуг дополнительного образования (программ, продуктов), предлагаемых бюджетной сетью, как следствие - острая необходимость обновления программ в организациях дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей;
ограниченный кадровый потенциал, низкий уровень владения современными образовательными технологиями, как следствие - отсутствие педагогических кадров для реализации современных дополнительных общеразвивающих программ;
низкая оснащенность высокоорганизованными автоматизированными учебными рабочими местами организаций дополнительного образования, особенно в сельской местности, как следствие - ограниченная возможность организации и функционирования современной системы правовых и финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности Республики Хакасия.
Вместе с тем существенных перемен в системе дополнительного образования можно достичь путем реализации комплексных мер по модернизации финансово-управленческих механизмов, образовательных методик и технологий, системы подготовки педагогических кадров, совершенствованию учебных рабочих мест дополнительного образования для детей при непосредственном участии в их реализации предприятий реального сектора экономики по приоритетным направлениям экономического развития Республики Хакасия, а также структур негосударственного сектора социально-общественного партнерства.
В этом направлении в Республике Хакасия реализованы мероприятия по внедрению навигатора дополнительного образования детей Республики Хакасия, который обеспечивает выбор дополнительных общеобразовательных программ. На сегодня в каталог навигатора внесено 744 дополнительных образовательных программы от 61 образовательной организации всех 13 муниципальных образований Республики Хакасия. Данные программы соответствуют запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации). Кроме того, поступило свыше 4000 заявок на дополнительные образовательные программы от пользователей информационного ресурса, и количество заявок ежедневно растет.
В Республике Хакасия принимаются эффективные меры по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, выработаны определенные механизмы выявления и дальнейшего сопровождения одаренных детей, получающих дополнительное образование. Но для достижения существенных результатов по развитию системы дополнительного образования в Республике Хакасия необходимы комплексные изменения. Это позволит создать равный доступ обучающихся городских и сельских образовательных организаций к занятиям в детских объединениях по интересам, в том числе технической и естественнонаучной направленности, как приоритетными в системе дополнительного образования.
Реализация целевой модели предполагает достижение следующих результатов:
разработка и внедрение в 2020 году механизма получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования из расчета не менее 25 процентов детей в возрасте от 5 до 17 лет от общего количества детей по программам дополнительного образования в количестве от 144 до 216 часов;
создание и оснащение базовых площадок технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования детей (не менее трех), сети муниципальных опорных центров дополнительного образования детей во всех муниципальных образованиях Республики Хакасия;
повышение квалификации 100 процентов руководящих и педагогических работников ведущих образовательных организаций дополнительного образования Республики Хакасия, в том числе сотрудников регионального модельного центра и муниципальных опорных центров дополнительного образования;
модернизация программ объединений технической и естественнонаучной направленности, разработка и внедрение разноуровневых и модульных программ дополнительного образования различной направленности, в том числе типовых;
осуществление в 2020 году инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов государственных (муниципальных) образовательных организаций (не менее 100 процентов), организаций спорта, культуры, научных организаций (не менее 80 процентов), частных (негосударственных) образовательных организаций, предприятий и организаций реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме (по заявлению);
разработка дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе организаций среднего профессионального и организаций высшего образования, а также научных организаций, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;
разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования с целью повышения его доступности для детей из сельской местности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей и других моделей предоставления дополнительного образования, выравнивающих его доступность;