ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2019 года N 187
О внесении изменения в Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 14.03.2023 N 92.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Алтай постановляет:
Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай, утвержденный постановлением Правительства Республики Алтай от 14 мая 2014 года N 140 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2014, N 112(118)), дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:
"22. Черчек (чорчок) - сказка.
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. "Черчек (чорчок) - сказка, вымысел, вид повествовательного, прозаического фольклора, опирающегося на вымысел. Один из своеобразных и самобытных жанров фольклорного наследия алтайского народа.
Исполнители называют сказку распространенным термином чорчок. В северных районах Республики Алтай встречаются диалектные вариации этого термина: чорчок, чорчоо, шьоршьок, жьоржьок.
В репертуаре сказочников Алтая имеется большое количество сказок. Сказки записаны у знаменитых сказочников Алтая: Н.У.Улагашева, Ш.Ш.Шунекова, И.П.Сабашкина, А.Г.Калкина, А.Б.Чунижекова, А.К.Туймешева, Т.А.Чачиякова, Н.К.Ялатова, К.Т.Кокпоевой, Н.П.Черноевой. Они исполняли как сказки, так и героические сказания в прозе.
Сказка бытует в единой этнофольклорной культурной традиции. Имея собственную жанровую нишу, она несет в себе отражение многогранных проявлений древнейших обрядов.
Сюжеты сказок формируются из национального фольклорного фонда. Выделяют основные жанровые классификации сказок: о животных, волшебные и бытовые.
Сказки о животных делятся: на комические - о проделках животных, поучительные - где сказка учит и наставляет.
В алтайском фольклоре сюжеты волшебных сказок во многом перекликаются с сюжетами героических сказаний, например, герой сказки отправляется в подземный или верхний мир за невестой или чудесными предметами, где он получает чудесный предмет, встречается с невестой, выполняет трудные задачи и возвращается в свой средний мир.
В бытовых сказках простые, но хитрые и смекалистые люди побеждают более сильных противников. Бытовые сказки иногда называют новеллистическими.
Эти жанровые классификации сказок носят условный характер.
История изучения сказок начинается с середины XIX века. В книге В.В.Радлова "Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи" опубликовано восемь прозаических сказок.
Большой вклад в изучение алтайского фольклора внес миссионер В.И.Вербицкий, опубликовавший множество преданий, сказаний, сказок, пословиц в книге "Алтайские инородцы".
Сбор фольклорного материала с последующей публикацией предпринял во второй половине XIX века Г.Н.Потанин. В его книгу "Очерки Северо-Западной Монголии" вошли отдельным разделом "Сказки и легенды алтайцев".
В 1915 году вышел в свет труд Н.Я.Никифорова "Аносский сборник" в который вошли сказки, легенды, предания, сказания.
В 20 - 30-х годах XX века продолжается сбор и изучение алтайских сказок. В 1926 году в г. Москва вышли сборники "Такпактар", "Ак-Олдош".
В середине 30-х годах XX века алтайский писатель П.В.Кучияк и А.Л.Гарф записали более ста сказок.
Проблемами сбора и генезиса сказок в последующем занимались С.С.Суразаков, М.А.Демчинова, Т.М.Садалова.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Черчек (чорчок) широко распространен в следующих районах в Республике Алтай: Улаганский, Кош-Агачский, Усть-Канский, Онгудайский, Шебалинский, Турочакский. Сюжеты сказок слагаются из быта, представлений, идеалов, истории различных диалектных групп населения: алтай-кижи, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев, челканцев.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В Республике Алтай издаются книги и журналы, в которых представлены алтайские сказки - чорчок. Сведения о сказках черпаются из этих книг и журналов, так как сказочников - чорчокчи осталось мало. По мотивам сказок созданы мультфильмы "Теертпек", "Лягушка и муравьи" и иные сказки. На алтайский язык переведены многие сказки народов мира.
23. Черчекчи (чорчокчи) - сказочник.
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Черчекчи (чорчокчи) - сказочник, исполнитель сказок, в том числе - богатырских сказок. Манера исполнения, интерпретация, разыгрывание сказки определяют стиль сказочника.
Искусство сказочника включает в себя аспекты:
а) сохранение в памяти и передачу последующим поколениям традиций исполнения сказок;
б) собственное творчество, выраженное в творческом отношении к традиции и в создании новых сказочных произведений;
в) исполнение сказок.
Сказительское искусство опиралось на исключительную память, специальное длительное обучение, способность органического вхождения в сказочный мир, специфический исполнительский дар и способность к импровизации, соблюдение традиционных требований и норм поведения.
Определяющим признаком для отнесения к категории сказочника является органичное усвоение содержание сказок - сюжетов, мотивов, ситуаций, характеристик персонажей, овладение стилем и техникой исполнения, развитие импровизационных навыков. Исполнение сказок представляет собой творческое воспроизведение текстов, при котором сказочник сохраняет традицию.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Ареал распространения черчекчи (чорчокчи) в Республике Алтай - повсеместно.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В Республике Алтай сказочников осталось мало. Дети знакомятся с алтайскими сказками, читая книги и просматривая мультфильмы. Искусство сказочников не исчезает, а наблюдается тенденция, при которой интерпретируются на современный лад сюжеты традиционных сказок, например, сюжет о первом космонавте Земли - Семиголовом Дьелбегене.".
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
О.Л.ХОРОХОРДИН