ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 июня 2019 года N 120-рп


О мерах по созданию Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в 2020 - 2022 годах

(с изменениями на 1 апреля 2020 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп, от 01.04.2020 N 39-рп)




В целях реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16 (далее - федеральный проект), в том числе результата 1.3 федерального проекта "Обновлена материально-техническая база для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. Создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" по созданию Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее соответственно - мероприятие, Центры):


Утвердить:


1) в качестве регионального координатора мероприятия Министерство образования Омской области;


2) Комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров (приложение N 1);


3) описание создаваемых Центров (приложение N 2).



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
В.П.Бойко



Приложение N 1
к распоряжению Правительства Омской области
от 27 июня 2019 г. N 120-рп



КОМПЛЕКС МЕР (дорожная карта) по созданию и функционированию Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центры)

(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 01.04.2020 N 39-рп)

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1

2

3

4

5

1

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса (далее - РВПО), ответственное за создание и функционирование Центров

Субъект Российской Федерации

Распорядительный акт регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее - РОИВ)

25 августа 2019 года

2

Утвержден перечень образовательных организаций, в которых будет обновлена материально-техническая база и созданы Центры

Субъект Российской Федерации

Распорядительный акт РОИВ

1 октября 2019 года

3

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования Центров

Субъект Российской Федерации

Распорядительный акт РОИВ

1 октября 2019 года, далее - ежегодно

4

Утверждено типовое Положение о деятельности Центров на территории субъекта Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Распорядительный акт РОИВ

1 октября 2019 года

5

Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование Центров

Субъект Российской Федерации, проектный офис нацпроекта "Образование"

Письмо ведомственного проектного офиса и акт РОИВ/РВПО

30 октября 2019 года

6

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центров по статьям расходов

Субъект Российской Федерации, федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования" (далее - федеральный оператор)

Письмо РОИВ

30 ноября 2019 года, далее - ежегодно

7

Определен перечень оборудования согласно методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Распорядительный акт РОИВ

20 ноября 2019 года

8

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Субъект Российской Федерации

Заключено дополнительное соглашение

5 февраля года получения субсидии, далее - по необходимости

9

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Субъект Российской Федерации

Заключено соглашение

15 февраля года получения субсидии, далее - по необходимости

10

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания Центров

Субъект Российской Федерации

Извещения о проведении закупок

Дата, не превышающая трех недель после официального согласования перечня оборудования с проектным офисом нацпроекта "Образование"

11

Утвержден инфраструктурный лист

Министерство образования Омской области (далее - региональный координатор), федеральный оператор

Распорядительный акт РОИВ

Согласно отдельному графику

12

Проведено повышение квалификации педагогических работников и сотрудников Центров по программам, реализуемым федеральным оператором в очной форме и с применением дистанционных образовательных технологий

Региональный координатор, федеральный оператор

Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам повышения квалификации

Согласно отдельному графику

13

Проведен мониторинг работы по приведению площадок Центров в соответствие с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации

Региональный координатор

По форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или федеральным оператором

1 июня года получения субсидии, 30 августа года получения субсидии, далее - ежегодно

14

Получена лицензия на осуществление образовательной деятельности Центров по подвиду дополнительного образования детей и взрослых (при необходимости)

Региональный координатор

Лицензия на осуществление образовательной деятельности по подвиду дополнительного образования детей и взрослых

25 августа года получения субсидии

15

Завершено приведение площадок общеобразовательных организаций в соответствие с фирменными стилями Центров, доставлено, установлено, налажено оборудование

Региональный координатор

Акты приемки работ, товарные накладные и т.д.

20 августа года получения субсидии

16

Открыт Центр

Региональный координатор

Информационное освещение в средствах массовой информации

1 сентября года получения субсидии

17

Участие Центра в едином дне открытия

Региональный координатор

Информационное освещение в средствах массовой информации

Определяется Министерством просвещения Российской Федерации и федеральным оператором



Приложение N 2
к распоряжению Правительства Омской области
от 27 июня 2019 г. N 120-рп



ОПИСАНИЕ создаваемых Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центры)

(в ред. Распоряжений Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп, от 01.04.2020 N 39-рп)



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию Центров, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов


В 2019 году в Омской области осуществляется реализация мероприятий регионального проекта "Современная школа", федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе по обновлению материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей посредством создания Центров на базе общеобразовательных организаций Омской области, расположенных в сельской местности и малых городах.


В целях формирования современных компетенций и навыков у детей по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" и другим предметным областям в Омской области в 2019 году ведется работа по созданию 58 Центров. Результатом создания Центров будет являться обеспечение в 2019 году охвата программами Центров более 9 тысяч детей Омской области, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.


Создание Центров будет являться этапом, объединяющим результаты работы межмуниципальных проектов Омской области по формированию у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков и предусматривающим совершенствование материально-технической базы общеобразовательных организаций Омской области, расположенных в сельской местности и малых городах, направленной на повышение доступности современного оборудования для всех участников образовательных отношений, создание условий для организации и проведения профессиональных проб и реализации программ внеурочной деятельности для освоения обучающимися цифровых компетенций (в том числе для подготовки обучающихся к участию в чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) WorldSkills Russia Juniors, таких как веб-дизайн, видеопроизводство, графический дизайн, изготовление прототипов, инженерный дизайн, интернет вещей, мехатроника, мобильная робототехника, печатные технологии в прессе, программные решения для бизнеса, разработка виртуальной и дополненной реальности, сетевое и системное администрирование, фотография, электроника.


Таким образом, уже в 2019 году в 58 общеобразовательных организациях Омской области создаются условия для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей.


Учитывая тот факт, что не все общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и малых городах региона, осуществляют образовательный процесс с использованием современного оборудования, создание Центров позволит внедрить модель равного доступа к современным общеобразовательным программам детям населенных пунктов сельских территорий.


Важнейшим аспектом открытия Центров является становление и развитие шахматного образования, направленного на формирование самостоятельного критического мышления у детей, развитие интеллекта, умение мыслить логически, тренировать память, что представляет собой приоритетную задачу для современной школы.


Также на базе Центров планируется реализация учебных предметов "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - "ОБЖ") по разделам, предусматривающим использование высокотехнологичного оборудования в сетевом режиме, что является важным аспектом в построении модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, расположенных на территории сельских поселений.


На базе Центров предполагается создание системы внеурочных мероприятий, функционирование лабораторий, видеолекториев, клубов, салонов, проведение занятий обучающего характера (курсы, семинары, вебинары), социально значимых мероприятий (фестиваль, арт-выставка, форум, неделя, декада).


Ожидаемый результат Омской области за период с 2020 по 2022 год - создание 190 Центров, в том числе:


- 2020 год - 42 Центра;


(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп)


- 2021 год - 75 Центров;


(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп)


- 2022 год - 73 Центра.


(в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 18.10.2019 N 184-рп)


Численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, к 2023 году в Омской области составит более 35 тысяч человек.



2. Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "ОБЖ"


Базовой площадкой по организации дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций Омской области является бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (далее - Институт развития образования Омской области). За период с 2016 по 2019 год на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе Института развития образования Омской области обучено 1435 педагогических работников по учебным предметам "Информатика", "Технология", "ОБЖ", в том числе:


1) 556 педагогических работников по учебному предмету "Технология" ("Реализация образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта при обучении технологии" (72 часа), "Педагогические условия повышения качества обучения предмету на основе анализа результатов по предметной области (Технология)" (36 часов) и др.);


2) 492 педагогических работника по учебному предмету "Информатика" ("Использование современных образовательных технологий при обучении информатике в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта" (72 часа), "Оценка достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы при обучении информатике. Государственная итоговая аттестация выпускников по информатике" (72 часа), "Развитие универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся информатике" (72 часа), "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предметной области "Математика и информатика" (16 часов) и др.);


3) 387 педагогических работников по учебному предмету "ОБЖ" ("Разработка и экспертиза содержания программно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности" (72 часа), "Реализация современных образовательных технологий учителем основ безопасности жизнедеятельности для обеспечения планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта" (72 часа), "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования учебных предметов "Физическая культура", "Экология", "Основы безопасности жизнедеятельности" (16 часов) и др.).


В число педагогических работников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации, вошли сотрудники Центров, открытие которых состоится 1 сентября 2019 года. Так, в I полугодии 2019 года для руководителей 58 Центров реализована 1 дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) повышения квалификации "Формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" трудоемкостью 36 часов, для педагогов дополнительного образования реализовано 2 ДПП повышения квалификации "Организация детско-юношеского туризма в дополнительном образовании и внеурочной деятельности обучающихся (с включением модуля по краеведческой деятельности и геологии)", "Формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" трудоемкостью 24 часа каждая - обучен 151 педагогический работник, 3 ДПП повышения квалификации "Проектирование современного программно-методического обеспечения в деятельности педагога дополнительного образования", "Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном образовании детей", "Цифровая трансформация образовательных программ дополнительного образования детей" трудоемкостью 72 часа каждая - обучен 141 педагогический работник. Проведен 1 семинар "Базовые навыки оказания первой помощи" трудоемкостью 8 часов - обучено 80 педагогических работников.


Для учителей-предметников 58 Центров реализовано 3 ДПП повышения квалификации "Освоение новых технологий преподавания учебного предмета "ОБЖ" предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", "Освоение новых технологий преподавания учебного предмета "Технология" предметной области "Технология", "Освоение новых технологий преподавания учебного предмета "Информатика" предметной области "Математика и информатика" трудоемкостью 36 часов каждая - обучен 161 педагогический работник.



3. Опыт субъекта Российской Федерации в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года


Омская область неоднократно участвовала в реализации федеральных проектов, что позволило сформировать практический опыт достижения положительных результатов в сфере образования.


В 2016 году Омская область приняла участие в конкурсном отборе региональных программ развития оценки качества образования в целях реализации мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 (далее - мероприятие 5.1). Объем средств в рамках соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Омской области в 2017 году составил 18 615 714,27 руб., в том числе 13 031 000 руб. из федерального бюджета. Указанные средства были направлены на развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования, в том числе на материально-техническое оснащение регионального центра обработки информации и пунктов проведения экзаменов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»