Критерии оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза
(с изменениями на 1 марта 2023 года)
1. Наличие у руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей высшего образования по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим всей области аккредитации или ее части, опыта работы в области оценки соответствия не менее 5 лет, при этом учитывается опыт работы в течение 10 лет, предшествующих дню направления аккредитованным лицом заявления о его включении в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр).
2. Отсутствие у руководителя юридического лица, структурным подразделением которого является орган по сертификации, а также у руководителя органа по сертификации, его заместителей, работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия, неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
3. Отсутствие в течение последних 3 лет фактов привлечения руководителя юридического лица, структурным подразделением которого является аккредитованное лицо, руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей, персонала аккредитованного лица, участвующего в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия (далее - ключевой персонал), к административной ответственности и (или) вступивших в законную силу неисполненных решений о привлечении аккредитованного лица к административной ответственности в соответствии со статьями 14.47, 14.48, 14.60 и 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Отсутствие в составе учредителей или участников юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, составе ключевого персонала аккредитованного лица физических лиц, которые в течение 2 лет, предшествующих дню подачи заявления о включении в национальную часть Единого реестра:
а) являлись учредителями или участниками юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, или осуществляли трудовую деятельность в составе ключевого персонала иных аккредитованных лиц в качестве руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей, или принимали непосредственное участие в работах по оценке соответствия и были уполномочены на утверждение (подписание) документов об оценке (о подтверждении) соответствия, если в отношении таких аккредитованных лиц выявлены случаи массовой необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия или случаи систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия, допущенные в период осуществления трудовой деятельности таких лиц в указанных аккредитованных лицах. Под массовой необоснованной выдачей документов об оценке (о подтверждении) соответствия понимается выявленная в рамках одной оценки и (или) одного контрольного (надзорного) мероприятия (проверки) необоснованная выдача документов об оценке (о подтверждении) соответствия (не менее 3 документов) по одному или нескольким техническим регламентам Евразийского экономического союза (Таможенного союза), под систематической необоснованной выдачей документов об оценке (о подтверждении) соответствия понимаются выявленные в установленном порядке случаи неоднократной (не менее 3 раз) повторяющейся необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия в течение одного года;
б) являлись учредителями или участниками юридического лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации, или осуществляли трудовую деятельность в составе ключевого персонала иных аккредитованных лиц в качестве руководителя органа по сертификации, руководителя испытательной лаборатории (центра), их заместителей или иного должностного лица, уполномоченного на принятие решений, если в отношении таких аккредитованных лиц выявлены следующие случаи, допущенные в период осуществления трудовой деятельности таких физических лиц в указанных аккредитованных лицах:
уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц или иные действия, повлекшие за собой прекращение действия аккредитации такого аккредитованного лица на основании части 16 статьи 27 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
направление заявления о прекращении действия аккредитации в период проведения в отношении аккредитованного лица процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица;
прекращение действия аккредитации в соответствии с пунктом 18 Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2050 "Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
отказ или уклонение от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе прекращение прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица по его заявлению о прекращении прохождения процедуры подтверждения компетентности, представленному после осуществления национальным органом по аккредитации отбора эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы;
прекращение деятельности в качестве органа по сертификации и при этом непрекращение действия выданных ими в рамках обязательной сертификации сертификатов соответствия на продукцию, выпускаемую серийно, в отношении которых органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации выданы решения о необходимости прекращения действия сертификатов соответствия, либо неосуществление передачи в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии сведений о заключенном с иным органом по сертификации договоре о передаче сертификата соответствия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2023 года N 328. - См. предыдущую редакцию)
5. Отсутствие в течение 1 года, предшествующего дню подачи заявления о включении в национальную часть Единого реестра, фактов взаимодействия при выполнении работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органами по оценке (подтверждению) соответствия иностранных государств, допустившими случаи массовой необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия или систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2023 года N 328. - См. предыдущую редакцию)
6. Отсутствие по адресу места осуществления деятельности в области аккредитации, включенному в реестр аккредитованных лиц, места осуществления деятельности иных аккредитованных лиц с аналогичной областью аккредитации.
7. Наличие лицензий и иных разрешительных документов и заключений, подтверждающих соответствие аккредитованного лица требованиям безопасного выполнения работ, если их получение (наличие) необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения работ, предусмотренных областью аккредитации.
8. Отсутствие в материалах и пояснениях, представленных аккредитованным лицом в рамках рассмотрения Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества или его рабочими группами вопроса о включении аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра, недостоверной или искаженной информации.
9. Наличие в составе юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации, структурного подразделения, аккредитованного в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) на право проведения исследований (испытаний) и измерений соответствующей продукции по предусмотренным техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза) показателям и в соответствии с предусмотренными правом Евразийского экономического союза методиками их проведения и включенного в национальную часть Единого реестра.
При отсутствии в составе юридического лица такой испытательной лаборатории (центра) либо отсутствии у испытательной лаборатории (центра) в области аккредитации части необходимых показателей или методик оценивается наличие у аккредитованного лица договора о выполнении соответствующих испытаний, заключенного на срок не менее 1 года, с иной испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в национальной системе аккредитации на право проведения указанных исследований (испытаний) и измерений и включенной в национальную часть Единого реестра.
10. Наличие в области аккредитации органа по сертификации продукции, подлежащей оценке (подтверждению) соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), предусматривающих оценку (подтверждение) соответствия установленным требованиям к органам по сертификации в форме сертификации (декларирования), включая все схемы сертификации (декларирования), предусмотренные указанными техническими регламентами, согласно приложению.
11. Наличие в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) не менее половины методов исследований (испытаний) и измерений, содержащихся в перечне (перечнях) международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований соответствующего технического регламента (технических регламентов) Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (за исключением методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации, для проведения работ, по которым лаборатории требуется использование оборудования, которое не имеет широкого распространения, требует регулярного обслуживания (уникальное оборудование) и находится по месту осуществления деятельности заказчика работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям).
12. Наличие у юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации, финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения выполнения в заявленном объеме работ по обязательной сертификации, в том числе для обеспечения ответственности перед заказчиками работ, а также ответственности за нарушение правил выполнения работ по сертификации.
Для юридических лиц - коммерческих организаций по критерию, указанному в настоящем пункте, оценивается размер уставного (складочного) капитала, уставного фонда - не менее 2 млн. рублей. Для юридических лиц - некоммерческих организаций, за исключением государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, оценивается наличие в собственности имущества рыночной стоимостью не менее 2 млн. рублей.