Совершенствование нормативно-правового регулирования туристской деятельности носит межотраслевой характер и направлено на широкий круг участников. В целях приведения отраслевого регулирования к принципам структурного упрощения, актуальности, однозначности и непротиворечивости требуется реализовать ряд мер, направленных на инвентаризацию, трансформацию и актуализацию нормативных правовых актов, снятие административных барьеров.
Основными направлениями совершенствования законодательства Российской Федерации являются:
актуализация Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с учетом изменений, происходящих в туристской отрасли, в том числе в направлении усиления роли въездного и внутреннего туризма;
актуализация государственных стандартов в сфере туризма с учетом международных требований;
актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере туризма, законодательное закрепление определений всех видов туризма, дополнительная проработка и актуализация определения туристского продукта с учетом необходимости изменения подходов к его формированию и продвижению;
совершенствование регулирования туроператорской и турагентской деятельности, дополнительная проработка механизмов обеспечения имущественных интересов заказчиков туристских услуг;
экспертная оценка действующей и разрабатываемой органами федеральной, региональной и муниципальной власти нормативно-правовой базы в сфере туризма;
устранение дисбаланса во взаимоотношениях поставщиков и продавцов туристских услуг в части ответственности участников туристского рынка, обеспечение регулирования ответственности участников рынка с учетом необходимости соблюдения прав потребителей туристских услуг;
внесение изменений в систему обеспечения финансовой ответственности туроператоров, в том числе в систему страхования рисков, реформирование механизма обеспечения финансовых гарантий с целью повышения уровня защищенности туристов, в том числе обеспечивающих полное покрытие объема проданных туристских продуктов;
повышение ответственности туроператоров и турагентов за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности, обеспечение применения риск-ориентированного подхода к организации государственного контроля (надзора) за туроператорами, турагентами и объединениями туроператоров, введение механизма ответственности за фактическое неоказание туристских услуг непосредственно туроператорами, включенными в межправительственные соглашения и (или) осуществляющими реализацию таких соглашений, обеспечение прозрачности и безопасности приобретения туристского продукта за счет регулирования взаимодействия турагентств и туроператоров, зон их ответственности перед туристами;
разработка мер и норм, устанавливающих обязательную аттестацию экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и гидов-проводников и ответственность за осуществление указанной профессиональной деятельности без разрешительных документов;
подготовка предложений, касающихся изменений нормативно-правовой базы в части снижения административных барьеров, препятствующих развитию туризма, наделения полномочиями по развитию туризма органов местного самоуправления;
Кроме того, для реализации Стратегии потребуется разработка стратегических и программных документов, а также иных документов для развития отдельных направлений туризма, таких как Стратегия развития арктического туризма в Российской Федерации для территорий Арктической зоны Российской Федерации и регионов Северного морского пути и др.
Основным механизмом реализации Стратегии станет план мероприятий, который будет включать как мероприятия по нормативно-правовому регулированию отрасли, так и мероприятия по организации системы управления, внедрению мер государственной поддержки развития туризма.
Поддержка развития туристской отрасли будет осуществлена посредством программно-целевых инструментов.