МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 июля 2019 года N 229
В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2012, N 31, ст.4318; 2018, N 32, ст.5135), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, 652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, N 43, ст.5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300, N 47, ст.6605, N 49, ст.6976; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, N 7, ст.997, N 16, ст.2229, N 28, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539, N 42, ст.6166, N 43, ст.6327, N 52, ст.8161; 2018, N 24, ст.3533, N 52, ст.8275; 2019, N 1, ст.10, N 12, ст.1310),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов".
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.
И.о. Министра
В.А.Токарев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 февраля 2020 года,
регистрационный N 57626
Федеральные авиационные правила "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"
1. Федеральные авиационные правила "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов" (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2012, N 31, ст.4318; 2018, N 32, ст.5135), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, 652, N 11, ст.1222, N 12 ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, N 43, ст.5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300, N 47, ст.6605, N 49, ст.6976; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, N 7, ст.997, N 16, ст.2229, N 28, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539, N 42, ст.6166, N 43, ст.6327, N 52, ст.8161; 2018, N 24, ст.3533, N 52, ст.8275; 2019, N 1, ст.10, N 12, ст.1310).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к тренажерным устройствам имитации полета, используемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - тренажер).
Сокращения, используемые в настоящих Правилах, определены в приложении N 3 к настоящим Правилам.
3. Тренажер должен обеспечивать уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна (далее - уровень имитации характеристик), приведенные в таблице 1 приложения N 1 к настоящим Правилам.
4. Тип тренажера определяется по уровню имитации характеристик:
1) Для тренажера самолета:
а) Моделирование самолета:
кабина летного экипажа - компоновка и конструкция;
модель полета (аэродинамика и двигатель);
управление самолетом при движении на земле;
системы самолета;
рычаги управления самолетом и усилия на них.
б) Моделирование эффектов:
акустические эффекты;
визуальные эффекты;
акселерационные эффекты.
в) Моделирование окружающей обстановки:
управление воздушным движением - УВД;
навигация;
метеоусловия;
аэропорты и прилегающая местность.
2) Для тренажера вертолета:
а) Моделирование вертолета:
кабина летного экипажа - компоновка и конструкция;
модель полета (аэродинамика и двигатель);
управление вертолетом при движении на земле;
системы вертолета;
рычаги управления и усилия на них.
б) Моделирование эффектов:
акустические эффекты;
визуальные эффекты;
вибрационные эффекты;
акселерационные эффекты.
в) Моделирование окружающей обстановки:
навигация;
метеоусловия;
посадочные площадки и прилегающая местность;
управление воздушным движением - УВД.
5. Типы тренажеров, а также виды подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, определяемые по уровню имитации характеристик, приведены в таблице 2 для тренажеров самолетов и в таблице 3 для тренажеров вертолетов приложения N 1 к настоящим Правилам.
6. Тренажер должен соответствовать одному из указанных в настоящих Правилах типов тренажеров.
7. Требования к тренажерам содержатся в приложении N 2 к настоящим Правилам:
минимальные требования к составу тренажеров и их характеристикам для каждого типа тренажера самолета и вертолета содержатся в таблицах А1 и А2 приложения N 2 к настоящим Правилам, соответственно;
требования к допустимым значениям (далее - допуски), имитируемых тренажерами характеристик, измеряемых техническими средствами, содержатся в таблицах В1 и В2 приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно;
требования к техническим средствам, в том числе к средствам измерения, и методам измерения значений, имитируемых тренажерами характеристик, содержатся в таблицах В1 и В2 приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно;
критерии летных оценок на соответствие типу тренажеров самолетов и вертолетов содержатся в таблицах С1 и С2 приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна
(Уровни имитации характеристик)
Уровень | Моделирование воздушного судна | Моделирование эффектов | Моделирование окружающей обстановки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уровни имитации характеристик самолета | |||
Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Базовый | Не относится к определенной модели, типу или модификации самолета | Моделирование эффектов, характерных для определенного класса самолетов | Моделирование характеристик окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение самолета |
Типовой | Для модели самолета определенного класса (самолет с одним двигателем, сухопутный, гидросамолет с | Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе | Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное |
одним двигателем, самолет многодвигательный, сухопутный, гидросамолет многодвигательный) | ПИД для данного класса самолетов, в диапазоне частот не уже, чем от 120 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 85 дБА | положение самолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий | |
Высокий | Для модели самолета конкретного типа | Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических данных в составе ПИД для соответствующего типа самолета, в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 10000 Гц и с уровнем звука А до 90 дБА | Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте |
Уровни имитации характеристик вертолета | |||
Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Базовый | Не относится к определенной модели, типу или модификации вертолета | Моделирование эффектов, характерных для вертолетов определенной группы | Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета |
Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы, в диапазоне частот не уже, чем от 160 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА | |||
Типовой | Для модели вертолета определенной группы (конструктивной схемы) | Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 6000 Гц и с уровнем звука А до 87 дБА | Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий |
Высокий | Имитируется конкретный тип вертолета | Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета в диапазоне частот не уже, чем от 40 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 96 дБА | Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте |
________________
* Высокий уровень имитации характеристик - S;
типовой уровень имитации характеристик - R;
базовый уровень имитации характеристик - G;
не требуется оценки уровня имитации характеристик - N.
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки по типам тренажеров самолетов (Уровни имитации характеристик)
Тип трена- | Виды подготовки и контроля професси- | Подго- | Кабина летного экипажа - компо- | Модель полета (аэроди- | Управ- | Систе- | Рычаги управ- | Акусти- | Визу- | Акселе- | Управ- | Нави- | Метео- | Аэропорты и прилегающая местность |
экипажей гражданских воздушных судов | УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА | |||||||||||||
Тип | MPL 4 | T + TP | S | S | S | S | S | S | S | R | S | S | R | R |
VII, | TR/ATPL | TP | ||||||||||||
Тип D | Re | T | ||||||||||||
RL/RO/IO/CQ | TP | |||||||||||||
Тип VI | MPL 3 | T | R | R | R | R | R | S | S | R | S | S | R | R |
Тип V | TR/ATPL/RL/ | T | S | S | S | S | S | S | R | N | G | S | R | R |
RO/IO | ||||||||||||||
Тип IV | MPL 2 | T | R | G | G | R | G | R | G | N | G | S | G | R |
Тип III | CR | T | R | R | R | R | R | R | R | N | N | S | G | G |
Тип II | IR | T | G | G | G | R | G | G | G | N | G | S | G | G |
Тип 1 | CPL | T | R | R | R | R | R | G | R | N | N | S | G | G(S) |
MPL 1 | T | R | R | R | R | R | G | G | N | N | S | G | G | |
PPL | T | R | R | R | R | R | G | R | N | N | S | G | R(S) |