29. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности Рострудом и его территориальными органами при планировании надзорных мероприятий применяется риск-ориентированный подход.
30. В целях применения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда риск-ориентированного подхода деятельность работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 35, ст.5326; 2017, N 9, ст.1361, N 11, ст.1563, N 15, ст.2197, N 31, ст.4924; 2018, N 9, ст.1403, N 43, ст.6604, 2019, N 10, ст.962, N 14, ст.1515).
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории, установленных Положением о федеральном государственном надзоре.
31. Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
32. Основанием для начала административной процедуры по планированию надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции на предстоящий год, является начало формирования Рострудом и его территориальными органами годовых планов основных мероприятий в целях исполнения государственной функции (далее - план основных надзорных мероприятий), осуществляемого с наступлением третьего квартала года, предшествующего плановому.
33. Формирование плана основных надзорных мероприятий, а также предусмотренного пунктом 42 Административного регламента ежегодного плана проведения Рострудом плановых проверок обеспечивается должностными лицами Роструда.
34. Должностными лицами территориальных органов Роструда обеспечивается формирование:
а) ежегодных планов проведения территориальными органами Роструда плановых проверок работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, в целях исполнения государственной функции (далее - ежегодный план плановых проверок);
б) квартальных планов-графиков исполнения государственной функции структурными подразделениями территориальных органов Роструда;
в) индивидуальных месячных графиков проведения плановых проверок работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роструда.
35. При формировании плана основных надзорных мероприятий должностными лицами Роструда в течение первого месяца третьего квартала года, предшествующего плановому, проводится анализ:
а) состояния соблюдения законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, обстоятельств и причин наиболее характерных нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, выявляемых территориальными органами Роструда при исполнении государственной функции;
б) результатов надзорной деятельности территориальных органов Роструда и принятых ими мер по выявлению и устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;
в) структуры и типологии нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда работодателями различных видов экономической деятельности и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, в том числе выявляемых должностными лицами территориальных органов Роструда при исполнении государственной функции;
г) информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
36. На основе проведенного анализа должностными лицами Роструда формируется проект плана основных надзорных мероприятий, в том числе предусматривающий проведение мероприятий по исполнению государственной функции в субъектах Российской Федерации и отраслях экономики с высоким уровнем выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.
37. Сформированный проект плана основных надзорных мероприятий представляется на рассмотрение заместителю руководителя Роструда, после согласования с которым он вносится на утверждение руководителю Роструда - главному государственному инспектору труда Российской Федерации.
Утвержденный руководителем Роструда план основных надзорных мероприятий направляется в территориальные органы Роструда для реализации не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому.
38. Планирование надзорных мероприятий в целях обеспечения исполнения государственной функции, включая формирование ежегодных планов плановых проверок в территориальных органах Роструда, проводится на основе проекта плана основных надзорных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст.3706; 2012, N 2, ст.301, N 53, ст.7958; 2015, N 49, ст.6964; 2016, N 1, ст.234, N 30, ст.4928, N 35, ст.5326, N 38, ст.5542; 2018, N 30, ст.4740; 2019, N 5, ст.393).
39. В целях обеспечения исполнения требований законодательства Российской Федерации, а также требований к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия при формировании проекта ежегодного плана плановых проверок территориальным органом Роструда:
а) направляется запрос в Федеральную налоговую службу о представлении сведений о предполагаемых к проверке работодателях или организациях, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре налогоплательщиков, Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях уточнения места нахождения проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, данных о руководителях и участниках (учредителях), наличии филиалов (представительств), а также проверки данных об отнесении к средним, малым или микропредприятиям;
б) направляется запрос в Росстат о представлении сведений об отнесении предполагаемого к проверке работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, к средним, малым или микропредприятиям, которые содержатся в формах статистической отчетности, сведений из бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях установления оснований для проведения проверки, а также сведений об установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним общероссийских классификаторов:
объектов административно-территориального деления (ОКАТО),