Одной из целей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" является создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступных для всех организаций и домашних хозяйств.
Федеральным проектом "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрен ряд мероприятий, направленных:
на создание генеральной схемы развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов;
на создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок;
на разработку комплекса мер по повышению экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов;
на реализацию первоочередных мероприятий по снятию административных барьеров в целях повышения экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов;
на реализацию комплекса мер по повышению экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов;
на создание распределенной системы центров обработки данных (в том числе с использованием отечественного оборудования), обеспечивающей обработку данных, формируемых российскими гражданами и организациями на территории Российской Федерации;
на обеспечение хранения и обработки информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления в государственной единой облачной платформе по сервисной модели;
на создание и введение в опытную эксплуатацию государственной единой облачной платформы.
Также для целей повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов необходимо законодательно закрепить возможность использования органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами единой инфраструктуры электронного правительства, предусмотрев при этом поэтапный переход к использованию указанной инфраструктуры при создании и эксплуатации государственных информационных систем и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по облачным технологиям.
Под единой инфраструктурой электронного правительства понимается совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных комплексов, центров обработки данных и сетей связи, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Для реализации поставленных задач, а также в целях создания экономически обоснованных условий для развития вычислительных ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, обеспечения хранения и обработки персональных данных граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, оптимизации и координации расходов бюджетов всех уровней, бюджетов государственных корпораций и компаний с государственным участием на информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечения унификации информационной-телекоммуникационной инфраструктуры государственных информационных систем, предоставления качественных государственных и муниципальных услуг государственными органами, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами организациям различных секторов экономики и гражданам Российской Федерации необходимо создать государственную единую облачную платформу.
Государственной единой облачной платформой является экосистема аккредитованных сервисов и поставщиков информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, размещаемых на указанной платформе, федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей комплексный мониторинг функционирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы и ее взаимодействия с иными подключенными к ней информационными системами, а также системы обеспечения информационной безопасности.
Защиту от компьютерных атак необходимо реализовывать с использованием надежных программно-аппаратных средств и соблюдением принципа контроля маршрутов прохождения трафика. Принцип контроля маршрутов прохождения трафика означает, что наземный трафик между центрами обработки данных не должен выходить за пределы Российской Федерации и должен осуществляться российскими операторами связи. Подключение органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов к серверной инфраструктуре необходимо осуществлять таким образом, чтобы наземный трафик указанных организаций также не выходил за пределы Российской Федерации. При использовании спутникового сегмента сети надлежит использовать преимущественно российские телекоммуникационные спутники. Структура государственной единой облачной платформы позволит с наименьшими затратами обеспечивать информационно-телекоммуникационными услугами территориально распределенных пользователей за счет применения облачных технологий.
В рамках государственной единой облачной платформы предусматривается оказывать услуги по предоставлению облачных вычислений. Деятельность по оказанию услуг по предоставлению облачных вычислений направлена на удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов в вычислительных мощностях по сервисной модели и заключается в том числе в размещении и использовании программ для электронных вычислительных машин.
Под облачными вычислениями для целей настоящей Концепции понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционную обработку данных информационных систем в совмещенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре.
Поставщиками услуг облачных вычислений являются юридические лица, оказывающие услуги по предоставлению облачных вычислений.
В качестве таких юридических лиц могут выступать государственные организации и организации, прошедшие процедуру аккредитации, бенефициарными владельцами которых являются только российские граждане.
Под программными услугами для целей настоящей Концепции понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов в дистанционном использовании функционирующих с использованием облачных вычислений программ для электронных вычислительных машин.
Поставщиками программных услуг являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие программные услуги.
Выбор поставщиков услуг облачных вычислений и программных услуг государственной единой облачной платформы органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Под потребителями услуг государственной единой облачной платформы для целей настоящей Концепции понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды, размещенные в системе центров обработки данных и использующие (заказывающие) услуги по предоставлению инфраструктуры облачных вычислений и (или) программные услуги (далее - потребители услуг).
В связи с тем, что в государственной единой облачной платформе предполагается сконцентрировать большой объем государственных информационных ресурсов, деятельность поставщиков услуг облачных вычислений, а также поставщиков программных услуг, использующих информационно-телекоммуникационную инфраструктуру государственной единой облачной платформы, требует аккредитации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и тщательного независимого контроля.
В этой связи целесообразно внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации возлагаются следующие функции оперативного контроля качества оказания услуг облачных вычислений:
осуществление независимого контроля качества деятельности поставщиков услуг облачных вычислений и программных услуг;
определение средств объективного контроля качества функционирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы;
регистрация и учет информации о выявленных нарушениях поставщиками услуг облачных вычислений требований к оказанию услуг и заключенных соглашений об уровне предоставления услуг;