МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 июля 2019 года N 381

Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа



В соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177; 2003, N 28, ст.2880; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 1, ст.39; 2012, N 53, ст.7644; 2013, N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; 2018, N 27, ст.3953)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Министр
О.Ю.Васильева



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 августа 2019 года,

регистрационный N 55790

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 июля 2019 года N 381



Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

I. Общие положения

     

1. Настоящий Порядок регулирует правила организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (далее - специальные учебно-воспитательные учреждения).

2. Специальные учебно-воспитательные учреждения призваны обеспечить:

создание условий воспитания и обучения для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях (далее - обучающиеся), включая условия для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, дополнительного образования и профессионального обучения, а также специальный педагогический подход;

психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, а также реабилитацию обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;

________________

Пункт 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72; N 14, ст.2008; N 18, ст.2625; N 27, ст.3951, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364; N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78; N 10, ст.1320; N 23, ст.3289, ст.3290; N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670; N 31, ст.4765; N 50, ст.7563; 2018, N 1, ст.57; N 9, ст.1282; N 11, ст.1591; N 27, ст.3945, ст.3953; N 32, ст.5110, ст.5122, ст.5130; N 53, ст.8423; 2019, N 10, ст.887; N 18, ст.2209) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ, включая инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;

реализацию программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;

организацию отдыха и проведение развивающих и оздоровительных мероприятий для обучающихся в каникулярное время.

3. В своей деятельности специальные учебно-воспитательные учреждения руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Порядком, разработанными на его основе уставами и локальными нормативными актами учреждений.

4. Специальные учебно-воспитательные учреждения подразделяются на специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (далее - учреждения открытого типа) и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - учреждения закрытого типа).

________________

Статья 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177; 2003, N 28, ст.2880; 2004, N 35, ст.3607; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 1, ст.39; 2012, N 53, ст.7644; 2013, N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; 2018, N 27, ст.3953) (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), часть 9 статьи 22 Федерального закона N 273-ФЗ.

5. Специальные учебно-воспитательные учреждения принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

Часть 3 статьи 105 Федерального закона N 273-ФЗ.

II. Организация деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений

     

6. Специальные учебно-воспитательные учреждения проходят государственную аккредитацию и лицензирование в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.2716; N 30, ст.4590; N 43, ст.5971; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3477; 2014, N 30, ст.4256; N 42, ст.5615; 2015, N 1, ст.11; N 29, ст.4342; N 44, ст.6047; 2016, N 1, ст.50, ст.51; 2017, N 31, ст.4765; 2018, N 1, ст.35, ст.87; N 31, ст.4838; N 32, ст.5116; N 45, ст.6841; N 53, ст.8424; 2019, N 16, ст.1817).

7. Специальные учебно-воспитательные учреждения создаются для обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.

В учреждения открытого типа могут быть направлены обучающиеся от восьми до восемнадцати лет:

с устойчивым противоправным поведением;

отказывающиеся посещать общеобразовательные организации;

испытывающие трудности в социальной адаптации.

В учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:

не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2016, N 28, ст.4559), и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2003, N 27, ст.3477; N 28, ст.2880; N 50, ст.4848; 2011, N 1, ст.39; 2016, N 28, ст.4559).

Для мальчиков и девочек создаются отдельные специальные учебно-воспитательные учреждения. При наличии условий раздельного проживания мальчиков и девочек возможно создание специальных учебно-воспитательных учреждений с их совместным содержанием и обучением.

8. В специальных учебно-воспитательных учреждениях создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания обучающихся, порядок деятельности которой определяется учреждением.

Специальные условия содержания обучающихся предусматривают:

личную безопасность обучающихся и их максимальную защищенность от негативного влияния;

охрану территории специальных учебно-воспитательных учреждений;

ограничение свободного входа на территорию специальных учебно-воспитательных учреждений посторонних лиц;

круглосуточное наблюдение и контроль за обучающимися, в том числе во время, отведенное для сна;

ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не приводящее к ограничению либо лишению контактов обучающихся с родителями (законными представителями).

Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается для обеспечения специальных условий содержания в зависимости от количества обучающихся, охраняемых объектов на территории специальных учебно-воспитательных учреждений, планировки помещений, размеров территории.

Специальные условия содержания в учреждениях закрытого типа в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ также предусматривают:

________________

Пункт 8.1, подпункт 1 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.

изоляцию обучающихся, исключающую возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения закрытого типа;

проведение личного осмотра обучающихся, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории учреждения закрытого типа, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению. Исключение составляет переписка обучающихся с органами, осуществляющими контроль за деятельностью учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Корреспонденция обучающихся, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

________________

Абзац первый пункта 8.1 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.

Переписка обучающегося с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим учреждением закрытого типа.

Предметы, запрещенные к хранению, определяются специальным учебно-воспитательным учреждением.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»