РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2016 года N 2006р
Об утверждении Правил реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов
В целях повышения уровня безопасности движения поездов в филиалах и дочерних обществах ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2017 г. прилагаемые Правила реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
2. Вице-президентам, начальникам департаментов, центральных дирекций и дочерних обществ ОАО "РЖД" обеспечить изучение и исполнение причастными руководителями и специалистами Правил реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
3. Начальникам железных дорог, региональных подразделений функциональных филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД" и их структурных подразделений:
довести Правила реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, до сведения работников и обеспечить соблюдение их требований;
внести изменения во внутренние документы в соответствии с Правилами реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
4. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 3 января 2011 г. N 1р "Об утверждении Методических указаний по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО "Российские железные дороги", участвующих в перевозочном процессе".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента - начальника Департамента безопасности движения Шайдуллина Ш.Н.
Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
А.А.Краснощек
Правила реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов
1. Настоящие Правила реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов в холдинге "РЖД" (далее - Правила) разработаны в целях контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации, единых правил и стандартов в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
2. Настоящие Правила предписывают обязательность для подразделений холдинга "РЖД", от деятельности которых непосредственно зависит обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, следующих мероприятий:
1) создание и поддержание функционирования системы менеджмента безопасности движения;
2) применение общих методов оценки уровней безопасности движения на основе методов оценивания и оценки риска;
3) развитие стратегического управления безопасностью движения;
4) организация взаимодействия функциональных филиалов и их структурных подразделений, действующих на инфраструктуре ОАО "РЖД";
5) проведение внутренних проверок состояния безопасности движения и аудитов систем менеджмента безопасности движения;
6) проведение комиссионных осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.
3. Основным элементом системных мер направленным на соблюдение требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации функциональными филиалами, дочерними обществами (далее - ДО) и их структурными подразделениями, являются комиссионные осмотры объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.
4. Комиссионные осмотры объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава подразделяются на следующие виды:
1) осмотр сооружений, устройств и служебно-технических зданий железнодорожных станций, проводимый ежемесячно комиссией под председательством начальника железнодорожной станции;
2) осмотр объектов инфраструктуры комиссией под председательством руководителя региональной дирекции, центра, филиала ДО; осмотры объектов инфраструктуры, находящихся в ведении региональных дирекций, центров, филиалов ДО комиссиями под председательством руководителей структурных подразделений региональных дирекций, центров, филиалов ДО: смотр пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств; технических средств автоматики и телемеханики; электрификации и электроснабжения; средств связи; зданий и сооружений; средств диагностики и мониторинга инфраструктуры; обследование обустройств железнодорожных переездов;
3) осмотр подвижного состава: локомотивного парка; моторвагонного подвижного состава; специального подвижного состава; пассажирских вагонов, в том числе пригородного сообщения, служебно-технических (вагонов-салонов, клубов, путеизмерителей и др.);
4) проверка готовности объектов инфраструктуры комиссией под председательством начальника железной дороги.
5. Настоящие Правила распространяются на железные дороги, выполняющие функции региональных центров корпоративного управления (далее - РЦКУ), функциональные филиалы и их структурные подразделения, департаменты безопасности движения, управления бизнес-блоками "Железнодорожные перевозки и инфраструктура", "Пассажирские перевозки", ДО, их филиалы и структурные подразделения на основании заключенных с ОАО "РЖД" соглашений о взаимодействии по вопросам обеспечения безопасности движения.
________________
На выполняющей функции РЦКУ Калининградской железной дороге выполнение предусмотренных настоящими Правилами системных мер осуществляется с учетом особенностей штатного расписания органа управления этой железной дороги и его подразделений. Если от деятельности должностных лиц, указанных в настоящих Правилах, но отсутствующих на Калининградской железной дороге, зависит выполнение системных мер другими должностными лицами этой железной дороги или выполнение какой-либо системной меры в целом, то ответственность за выполнение этой деятельности устанавливает начальник Калининградской железной дороги.
6. В настоящих Правилах используются следующие термины:
безопасное состояние - состояние, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
День безопасности движения - комплекс мероприятий, проводимый руководителями всех уровней управления в целях формирования позитивного уровня культуры безопасности движения и направленный на предупреждение рисков возникновения нарушений безопасности движения;
запретная мера - действие, направленное на ограничение использования, применения, осуществления потенциально опасной деятельности на инфраструктуре ОАО "РЖД";
инфраструктура ОАО "РЖД" - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся в ведении ОАО "РЖД", обеспечивающие функционирование этого комплекса;
комиссионный осмотр - совокупность последовательных действий уполномоченных должностных лиц региональных дирекций, центров, филиалов ДО и их структурных подразделений, направленных на контроль соответствия объектов инфраструктуры и подвижного состава требованиям действующих нормативных документов;
контроль - деятельность, включающая проведение проверок и оценки соответствия объектов железнодорожного транспорта и технологических процессов требованиям действующих нормативных документов;
нарушение безопасности движения - транспортное происшествие и иное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
опасное состояние - состояние, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;
отчет - письменное сообщение о проведенной работе по устранению несоответствий, выявленных в ходе комиссионного осмотра и проверки, представляемый вышестоящему руководителю;
предупредительные меры - меры, позволившие заранее уведомить руководителя о риске возникновения нарушений безопасности движения;
проверка - систематическая, объективная процедура оценки соответствия системы управления безопасностью движения, технических средств, технологических процессов, непосредственно связанных с движением поездов, требованиям норм и правил;
профилактические меры - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и повышение состояния и уровня безопасности движения;
региональные дирекции - структурные подразделения функциональных филиалов ОАО "РЖД", расположенные в границах железной дороги, а также дирекции, находящиеся в составе железной дороги;
система управления безопасностью движения - совокупность мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности движения, по оценке эффективности мер по управлению безопасностью движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта;
структурное подразделение региональной дирекции - предприятие, входящее в состав региональной дирекции и осуществляющее деятельность в границах железной дороги;
фактор опасности - результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, способствующее проявлению опасного состояния, влияющего на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта;
функциональная безопасность движения поездов - способность системы управления безопасностью движения поездов выполнять совокупные мероприятия по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий при всех условиях эксплуатации в течение всего жизненного цикла объектов инфраструктуры и подвижного состава;
функциональный филиал ОАО "РЖД" - обособленная дирекция, расположенная вне места нахождения ОАО "РЖД", и осуществляющая часть его функций.
7. Руководители региональных дирекций, центров, филиалов ДО и их структурных подразделений проводят комиссионные осмотры объектов инфраструктуры (далее - осмотры), находящихся в их ведении, для контроля функциональной безопасности движения поездов.
8. Задачами осмотров являются:
1) оценка текущего состояния объектов инфраструктуры и их соответствия требованиям нормативных документов;
2) выявление неисправностей и отступлений в работоспособности объектов инфраструктуры;
3) определение сроков устранения неисправностей и отступлений в работоспособности объектов инфраструктуры;
4) контроль качества выполненных работ по устранению неисправностей и отступлений объектов инфраструктуры и приведению их в работоспособное состояние;
5) принятие мер по установленным случаям ненадлежащего содержания, технического обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры.
9. Осмотр включает в себя следующие этапы:
организация проведения осмотра; проведение осмотра;
оформление результатов осмотра;
разбор результатов осмотра;
контроль устранения несоответствий.
10. Осмотр железнодорожных путей необщего пользования структурных подразделений региональных дирекций и центров, филиалов ДО проводится не реже 1 раза в квартал под председательством руководителя структурного подразделения региональной дирекции, центра, филиала ДО, на балансе которого они находятся, в соответствии с порядком, утвержденным приказом заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению), согласованным с руководителем соответствующей региональной дирекции, центра, филиала ДО. Комиссионный осмотр путей, на которых производится работа с опасными грузами проводится не реже 1 раза в месяц под председательством начальника железнодорожной станции или его заместителя.
11. В процессе проведения осмотров объектов инфраструктуры и подвижного состава учитываются требования нормативных документов ОАО "РЖД", в том числе Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних обществах и Положения о системе организации и проведения сезонной подготовки пассажирских вагонов перед началом летних и зимних перевозок пассажиров.
12. Результаты осмотра оформляются актами.
13. Разбор результатов осмотра проводится председателем комиссии.
14. Контроль устранения несоответствий, выявленных при осмотре, осуществляется по отчетам о проведенной работе и при следующих осмотрах.
Структурная схема, отражающая периоды проведения осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава в региональных дирекциях, центрах, филиалах ДО и их структурных подразделениях представлена на рис.1.
Председатель комиссии | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||||||||||||
Начальник железнодорожной | ||||||||||||||||||||||||
станции | ||||||||||||||||||||||||
Руководитель структурного | ||||||||||||||||||||||||
подразделения региональной дирекции, центра, филиала ДО | Осмотр объектов | Осмотр объектов | ||||||||||||||||||||||
Руководитель региональной дирекции, центра, филиала ДО | и подвижного | и подвижного состава | ||||||||||||||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |