ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2019 года N 1036
Об утверждении федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы"
(с изменениями на 30 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 1626 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.12.2019, N 0001201912120022);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2020, N 0001202009280043);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2021 года N 1999 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2021, N 0001202111250001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.04.2023, N 0001202304110012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 года N 718 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2024, № 0001202405310039).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы"
(с изменениями на 30 мая 2024 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство обороны Российской Федерации |
Основной разработчик Программы | - | Министерство обороны Российской Федерации |
Цель Программы | - | увековечение памяти погибших при защите Отечества |
Задачи Программы | - | обустройство мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы | - | количество обустроенных мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ (единиц); |
Срок реализации Программы | - | 2019-2024 годы |
Объем и источники | - | общий объем финансирования составляет 5078,62 млн. рублей по направлению "прочие нужды" (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3847,13 млн. рублей (субсидии субъектам Российской Федерации); бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 1231,49 млн. рублей |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 года N 718. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | обустроены 19 мест захоронения и удовлетворена потребность в воинских захоронениях для погребения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ; переведены из "неудовлетворительного" состояния 7179 единицы действующих воинских захоронений; установлены 4111 мемориальных знака на воинских захоронениях; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2021 года N 1999; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 года N 718. - См. предыдущую редакцию) |
На территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. находятся 31078 российских (советских) воинских захоронений погибших при защите Отечества.
Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно в ходе проведения поисковых работ обнаруживаются останки погибших при защите Отечества, которые подлежат захоронению с воинскими почестями. В этой связи в отдельных регионах возникают проблемы с определением места их захоронения и обустройством такого места как воинского захоронения.
В настоящее время на территории Российской Федерации также существует проблема поддержания военно-мемориальных объектов в состоянии, достойном памяти погибших при защите Отечества.
На территориях большинства субъектов Российской Федерации имеются воинские захоронения, которые требуют восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства).
Важной мерой обеспечения сохранности воинских захоронений является установка на них специального знака, указывающего на то, что это место воинского захоронения, охраняемое государством.
Задача нанесения на воинские захоронения имен воинов, захороненных в них, но не упомянутых на мемориальных сооружениях или иных конструкциях по месту захоронения, также требует решения.
Имена погибших при защите Отечества, установленные в ходе проведения поисковых работ, подлежат нанесению на существующие мемориальные сооружения воинских захоронений.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В связи с этим находящиеся в неудовлетворительном состоянии воинские захоронения подлежат восстановлению (ремонту, реставрации, благоустройству) органами местного самоуправления.
По оценке Министерства обороны Российской Федерации, обладающего полномочиями по организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений, из 31078 воинских захоронений степень сохранности 31 процента захоронений от их общего количества оценивается как "неудовлетворительная", что требует проведения работ по их восстановлению (ремонту, реставрации, благоустройству).
В настоящее время состояние воинских захоронений не соответствует должному уровню в связи со следующими обстоятельствами:
подавляющая часть воинских захоронений воздвигалась в послевоенные годы и изготавливалась из недолговечных материалов (гипс, бетон, гранитная крошка);
практика ухода за воинскими захоронениями предприятий, школ, коллективных хозяйств частично прекращена в связи с ликвидацией указанных субъектов либо в связи с их недостаточным финансированием;
дефицит местных бюджетов не позволяет осуществлять достаточное финансирование работ по обеспечению восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений;
за прошедшие годы некоторые населенные пункты перестали существовать, а воинские захоронения на их территории остались без надзора и ухода.
Указанные обстоятельства могут повлечь необратимый процесс разрушения свидетельств героического подвига советского народа и, как следствие, необходимость вложения в последующем значительно больших денежных средств на их восстановление.
Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы" (далее - Программа) призвана обеспечить комплексный подход к решению проблемы обустройства мест захоронения останков погибших при защите Отечества, создать условия для их сохранности.
Реализация Программы будет способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
Решение проблемы обустройства мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ, и восстановления (ремонта, реконструкции, благоустройства) воинских захоронений возможно как непрограммным методом, так и программно-целевым методом.
Однако применение программно-целевого метода позволяет более эффективно решать задачи Программы и минимизировать возможные риски.
Применение программно-целевого метода целесообразно вследствие ряда следующих объективных причин:
необходимость разработки и реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий;
необходимость выполнения в рамках единой программы инвестиционных проектов по обустройству мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ.
Использование программно-целевого метода для восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений позволяет создать необходимые условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными финансами с учетом бюджетных ограничений в соответствии с приоритетами государственной политики в области увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Предусматривается проведение мониторинга хода выполнения мероприятий Программы, а также использование утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков проводимых работ в целях повышения эффективности расходования средств.
Целью Программы является увековечение памяти погибших при защите Отечества.
Исходя из основных направлений военно-мемориальной работы в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, включающей комплекс задач по поиску останков погибших при защите Отечества, обустройству мест захоронения, содержанию воинских захоронений, укреплению особого отношения со стороны государства к воинским захоронениям, дополнительной реализации форм увековечения памяти погибших при защите Отечества, предусматривается решение следующих основных задач:
обустройство мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ;
восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1531. - См. предыдущую редакцию)
нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
Решение указанных задач необходимо в силу сохранения исторической справедливости в отношении победителей во Второй мировой войне, увековечения достойной памяти погибших при защите Отечества. Этот вопрос также требует особого внимания в связи с подготовкой к празднованию 75-й и 80-й годовщин Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Органы местного самоуправления своими силами не способны обеспечить восстановление до удовлетворительного состояния воинских захоронений на подведомственных территориях.
Реализация Программы будет осуществляться в 2019-2024 годах. Такие сроки обусловлены большим количеством воинских захоронений, требующих приведения в надлежащее состояние, и объемами финансовых затрат.
Реализация Программы может быть досрочно прекращена в случае существенного отставания (более 50 процентов) в достижении целевых индикаторов и показателей реализации Программы.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области увековечения памяти погибших при защите Отечества и требующих принятия взаимосвязанных решений на федеральном и региональном уровнях власти. Решение поставленных в Программе задач невозможно осуществить в рамках текущего финансирования.
Реализация мероприятий на федеральном уровне предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы целевых индикаторов и показателей в указанной сфере.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.
Методика сбора исходной информации, расчета целевых индикаторов и показателей реализации Программы и оценки эффективности ее реализации приведены в приложении N 2.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы отображают динамику обустройства мест захоронения погибших при защите Отечества, сокращения на территории Российской Федерации количества невосстановленных воинских захоронений, установки на воинских захоронениях мемориальных знаков, нанесения недостающих имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
В целях реализации задачи обустройства мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ, планируется обустройство более 13 мест захоронения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2021 года N 1999. - См. предыдущую редакцию)
В рамках реализации этого мероприятия исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны обеспечивать проведение комплекса мероприятий по обустройству мест захоронения погибших при защите Отечества, составление необходимой документации по приданию им статуса воинского захоронения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583. - См. предыдущую редакцию)
В целях реализации задачи восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений на территории Российской Федерации исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны обеспечивать при необходимости проведение работ по ремонту, реставрации или благоустройству воинских захоронений, а также по установке мемориальных знаков.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583. - См. предыдущую редакцию)
При отборе объектов для проведения восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо учитывать обязательность постановки их на государственный учет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583. - См. предыдущую редакцию)
В целях реализации задачи нанесения имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны обеспечивать проведение работ по нанесению недостающих воинских званий, фамилий и инициалов на мемориальные сооружения воинских захоронений.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года N 583. - См. предыдущую редакцию)
Софинансирование проводимых исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятий осуществляется в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на основании соглашений, заключаемых высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации - участниками Программы с Министерством обороны Российской Федерации (далее соответственно - субсидии, соглашения).