Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 марта 2019 года N Р-41

Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года N Р-117
____________________________________________________________________



В соответствии с контрольной точкой 2.1.4. плана по реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16):

1. Утвердить Методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Т.Ю.Синюгина



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 марта 2019 года N Р-41



Методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



1. Термины и определения


Настоящие методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение контрольной точки 2.1.4. Плана мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) (далее - мероприятие).

Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

Для целей настоящего документа применяемые в нем термины и определения имеют следующее значение:

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

отдельная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы (далее отдельная образовательная организация) - образовательная организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;

сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

2. Принципы, требования и задачи реализации мероприятия


Для организации качественного доступного образования детей с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в отдельных образовательных организациях необходимо создать в них оптимальные условия обучения, воспитания и коррекции, способствующие не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций, в том числе т.н. "гибких компетенций", навыков проектной деятельности, командной работы, креативного мышления, навыков использования современных цифровых технологий и другие.

Одним из главных условий обучения детей с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося.

Целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.

Основными задачами реализации мероприятия являются:

1. обновление оборудования/оснащение:

мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета "Технология");

психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения);

учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов);

дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.

2. создание условий для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в том числе на базе сетевого партнерства.

3. повышение квалификации руководящих и педагогических работников отдельных образовательных организаций.

Перед каждой участвующей в мероприятии отдельной образовательной организацией стоит задача провести мониторинг в части анализа материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды (в соответствии с приложением N 1*) и разработать программу развития ("дорожную карту") с учетом изменения подходов к организации своей деятельности.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Включение отдельной образовательной организации в реализацию мероприятия национального проекта "Образование" (поддержку образования для детей с ОВЗ) определяется решением (актом) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и основывается на потребности в обеспечении необходимого уровня развития системы образования субъекта Российской Федерации, обеспечивающего достижение целей предоставления субсидии, с учетом комплексных показателей, в частности опыта выполнения в субъекте Российской Федерации масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов в сфере образования обучающихся с ОВЗ, а также кадрового потенциала субъекта Российской Федерации для работы с обучающимися с ОВЗ.

По результатам реализации мероприятия отдельные образовательные организации - участники мероприятия, помимо обучения детей с ОВЗ, должны стать региональными учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям с использованием дистанционных технологий и сетевого взаимодействия.

Ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации утверждается реестр отдельных образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятия.

Субсидия из федерального бюджета на реализацию мероприятия может быть направлена только в организации, включенные в указанный реестр.

При реализации мероприятий, в том числе при проведении мероприятий по зонированию помещений отдельных образовательных организаций, необходимым условием является использование фирменного стиля национального проекта "Образование".

3. Особенности реализации мероприятия в зависимости от категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Отдельные образовательные организации создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ определяются особенности реализации мероприятия, которые отражаются в программе развития отдельной образовательной организации. К особенностям относятся: мероприятия по созданию архитектурной доступности, обеспечение специальных зон для обучения и развития, оснащение специализированным учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, введение новых профилей трудового обучения и др.

На основе данных, полученных в результате мониторинга материально-технического и кадрового состояния отдельной образовательной организации, планируются необходимые для обновления инфраструктуры мероприятия.

Для отдельных образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее актуальным при реализации мероприятия является оснащение трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология", в том числе для введения новых профилей трудового обучения.

Основной целью образования указанной категории обучающихся является получение ими не просто профессионально ориентированного образования, а рабочей профессии, необходимой для их дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустройства. Рекомендуется также использование инфраструктуры, созданной в рамках мероприятий, во внеурочное время как пространства для развития цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. Кроме того, созданная инфраструктура может быть использована для реализации программ профессионального обучения с получением указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования ("первой профессии").

Для планирования реализации мероприятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, совместно с региональными службами занятости населения необходимо провести анализ востребованных на рынке труда региона профессий, по которым в перспективе будет возможно трудоустройство лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Также необходимо в комплексе проанализировать возможности профессионального обучения в системе профессионального образования.

Для отдельных образовательных организаций для обучающихся иных нозологических групп (для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра) целесообразно в первую очередь создать условия для работы специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Для повышения качества образования и создания современной образовательной среды образовательные организации могут приобретать оборудование для компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов.

Для всех отдельных образовательных организаций рекомендуется создание условий для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ; для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ, в том числе на базе сетевого партнерства.

Примерный перечень оборудования и средств обучения (инфраструктурный лист) (приложение N 2*) содержит перечни оборудования для отдельных образовательных организаций, в том числе по профилям профессий, востребованных для детей с ОВЗ.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Инфраструктурный лист носит рекомендательный характер.

Субъект Российской Федерации согласовывает перечень и количество оборудования для реализации мероприятий с Министерством просвещения Российской Федерации.

При проведении закупок учебного оборудования и средств обучения необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.

Инфраструктурный лист отдельной образовательной организации составляется по результатам мониторинга материально-технической базы организации, с учетом программы развития и особенностей реализации образовательной программы.

4. Принципы создания условий для реализации дистанционных программ обучения, в том числе на базе сетевого партнерства


В соответствии с российским законодательством об образовании в Российской Федерации общее и дополнительное образование обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью может быть организовано в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, которые позволяют гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию, организовать образовательный процесс в удобное время и в удобном месте по индивидуальному учебному плану и расписанию.

Правовые основы реализации электронного обучения и применения ДОТ содержатся:

в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) (статья 16 Закона об образовании);

Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816;

письме Министерства образования и науки Российской Федерации в адрес руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. N ИР-778/07.

Моделями реализации ДОТ при организации образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью являются:

1. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками регионального Центра дистанционного обучения (далее - ЦДО);

2. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками отдельной образовательной организации, в которую зачислен обучающийся с ОВЗ, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательной организации.

3. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками различных организаций на основе совместно разработанного ими учебного плана. Базой организации ДОТ при сетевой форме реализации образовательных программ определяется одна из организаций - участников сетевой формы.

При этом существует 2 варианта распределения ответственности между участниками образовательных отношений по обеспечению организации образовательного процесса:

1) отдельная образовательная организация полностью берет на себя все функции по организации процесса обучения с использованием ДОТ, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.);

2) образовательный процесс на основе использования ДОТ осуществляется на базе отдельной образовательной организации, а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией, например ЦДО.

Перечисленным моделям дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности, определяется концепция образовательного сайта и его развития. Выбираемая модель обучения с использованием ДОТ позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением в динамике его развития, с учетом особенностей функционирования образовательного учреждения, анализа образовательных потребностей учащихся, кадрового потенциала и других составляющих.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»