ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2019 года N 634-ПП
О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. N 349-ПП
В целях актуализации положений Государственной программы города Москвы "Умный город" Правительство Москвы
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. N 349-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Умный город" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 4 сентября 2012 г. N 452-ПП, от 2 апреля 2013 г. N 198-ПП, от 4 июля 2013 г. N 433-ПП, от 14 мая 2014 г. N 248-ПП, от 30 июля 2015 г. N 480-ПП, от 1 декабря 2015 г. N 814-ПП, от 10 октября 2016 г. N 664-ПП, от 28 марта 2017 г. N 140-ПП, от 27 марта 2018 г. N 243-ПП, от 26 марта 2019 г. N 255-ПП), изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Государственная программа города Москвы "Умный город"
Паспорт Государственной программы города Москвы "Умный город"
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Умный город" | ||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий. | ||||||||||||
Конечные результаты Государственной | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | Значение | |||||||||
программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | 2017 год, факт | 2018 год, факт | 2019 год, прогноз | 2020 год, прогноз | 2021 год, прогноз | ||||||||
1 | Количество личных кабинетов заявителей - физических лиц, обращающихся за получением государственных услуг и сервисов в электронной форме | тыс. единиц | 6500 | 7978 | 8100 | 8300 | 8350 | ||||||
2 | Доля обучающихся государственных общеобразовательных организаций города Москвы, для которых ведутся электронные дневники и журналы | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||
3 | Доля жителей города Москвы, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, для которых обеспечена возможность записываться на прием к врачу с использованием информационно-коммуникационных технологий | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||
4 | Доля информационно-коммуникационных технологий в валовом региональном продукте (ВРП) города Москвы | процентов | 5,8 | 5,9 | 5,9 | 6,0 | 6,0 | ||||||
5 | Проникновение проводного широкополосного доступа к сети Интернет | процентов | 85,0 | 87,3 | 89,3 | 91,0 | 92,6 | ||||||
6 | Доля территорий административно-территориального деления города Москвы, на которых обеспечено функционирование городской системы видеонаблюдения | процентов | X | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Определение долгосрочных направлений развития цифровых технологий, формирование единых принципов и стандартов их внедрения во все сферы жизнедеятельности города Москвы. | ||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Департамент информационных технологий города Москвы | ||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент информационных технологий города Москвы, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы | ||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, | ||||||||||||
Государственная жилищная инспекция города Москвы, | |||||||||||||
Комитет государственного строительного надзора города Москвы, | |||||||||||||
Объем | Наименование | Источники | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||
финансовых ресурсов по всем источникам с | Государственной программы города Москвы | финансирования | 2017 год, факт | 2018 год, факт | 2019 год, прогноз | 2020 год, прогноз | 2021 год, прогноз | Итого | |||||
разбивкой по | Умный город | Всего | 79641907,7 | 88997171,2 | 100421472,3 | 107622787,3 | 109991718,2 | 486675056,6 | |||||
годам реализации | бюджет города Москвы | 53541907,7 | 62897171,2 | 74321472,3 | 81522787,3 | 83891718,2 | 356175056,6 | ||||||
Государственной программы города Москвы | средства юридических и физических лиц | 26100000,0 | 26100000,0 | 26100000,0 | 26100000,0 | 26100000,0 | 130500000,0 | ||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап: 01.01.2019-31.12.2021 |
1. Текущее состояние и основные проблемы сферы создания и использования цифровых технологий, развития средств массовой информации и рекламы в рамках формирования "умного" города Москвы
1.1. Состояние и проблемы сферы создания и использования цифровых технологий
В условиях быстрого развития технологий цифровая трансформация является ключевым фактором, способным обеспечить повышение качества жизни людей, устойчивый экономический рост и улучшение государственного управления.
С целью полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий с 2012 года Правительством Москвы планомерно реализовывались мероприятия Государственной программы "Информационный город", в результате реализации которых были разработаны базовые информационные системы и ресурсы, сформированы технические и организационные основы для дальнейшей цифровой трансформации города.
В рамках реализации Государственной программы "Информационный город" достигнуты значительные результаты - город Москва является одним из мировых лидеров в сфере цифровизации и занимает первое место среди ведущих мегаполисов мира в международном рейтинге ООН "Индекс развития электронного правительства 2018 года".
Дальнейшим этапом развития цифровизации в городе Москве является реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой "Умный город" (далее - Государственная программа).
Государственной программой предусматривается комплексный подход к цифровой трансформации всех направлений городского управления, который позволит систематизировать использование цифровых технологий и обеспечить участие города Москвы в достижении национальных целей и задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национальными программами и федеральными проектами Российской Федерации.
Привлечение внебюджетных источников финансирования для развития цифровой среды в городе Москве, в том числе инвестиций операторов связи, позволило обеспечить к концу 2018 года покрытие территории города Москвы сетями связи 4G на уровне 99% (в границах города Москвы до 1 июля 2012 г.). В 2017-2018 годы в городе Москве в рамках ряда мероприятий проведены тестовые запуски технологии связи пятого поколения 5G.
Покрытие проводным широкополосным доступом к сети Интернет в домохозяйствах города Москвы к концу 2018 года составило 87,3%. При этом средняя скорость проводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее также - сеть Интернет) в городе Москве достигает 50 Мбит/с.
Среднее потребление мобильного интернет-трафика в городе Москве в 2018 году составило более 15 ГБ в месяц на одно домохозяйство, что на 67% выше показателей 2017 года. Средняя скорость мобильного интернета составляет 23 Мбит/с. Росту трафика способствует низкая стоимость мобильного интернета в городе Москве. Сопоставление тарифных планов в городе Москве и в крупных зарубежных городах на мобильную передачу данных показывает, что стоимость московских тарифов является одной из самых низких в мире. В 2018 году также были расширены зоны доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет через беспроводные сети Wi-Fi в парках, на транспорте, в культурно-досуговых центрах, музеях, библиотеках.
Основными элементами цифрового пространства в сфере здравоохранения являются общегородские сервисы автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - ЕМИАС). К основным цифровым сервисам относятся: дистанционная запись на прием к врачу с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, интегрированная электронная медицинская карта, персонифицированный учет медицинских услуг, оказанных в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), электронный листок нетрудоспособности, сервис льготного лекарственного обеспечения, сервис электронного анкетирования пациентов, мониторинг и анализ работы поликлиник в аналитической подсистеме, оснащение объектов здравоохранения системой общегородского видеонаблюдения.
В ЕМИАС зарегистрированы более 10,5 млн пациентов, для 7,9 млн из них ведется электронная медицинская карта. С использованием электронной регистратуры произведено более 500 млн записей на прием к врачам. Доля льготных рецептов на лекарственные препараты, выписка которых осуществлялась в электронном виде медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, превышает 97%. ЕМИАС используют все государственные поликлиники города Москвы.
В городе Москве реализуется проект "Московская электронная школа" (далее - МЭШ), направленный на максимально эффективное использование цифровых технологий для повышения качества образовательного процесса.
С 1 сентября 2017 г. МЭШ внедрена во всех государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - государственные общеобразовательные организации) МЭШ является облачной интернет-платформой, которая содержит образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования. МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в государственных общеобразовательных организациях. МЭШ является не только электронной библиотекой, но и площадкой взаимодействия между педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются более 2 млн москвичей.
Электронный сервис "Проход и питание" обеспечивает контроль доступа учеников в здания государственных общеобразовательных организаций и школьное питание. К концу 2018 года сервис "Проход и питание" внедрен в 4333 зданиях государственных общеобразовательных организаций.
В городе Москве развернута городская система видеонаблюдения, в рамках которой информация с камер видеонаблюдения поступает в государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД). Сервисы ЕЦХД позволяют получать доступ к видеоизображениям в режиме реального времени или к архиву, используются для обеспечения безопасности граждан. По состоянию на 2018 год в городе Москве установлено 142616 камер видеонаблюдения, что на 5,4% больше по сравнению с 2017 годом. Кроме того, организованы мероприятия по подключению в ЕЦХД существующих и вновь создаваемых систем видеонаблюдения органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций. На конец 2018 года к ЕЦХД подключены 25 202 камеры видеонаблюдения внешних систем, что почти на 47% больше, чем в 2017 году.
Пользователями ЕЦХД являются более 10,5 тыс. сотрудников органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, которые используют систему для повышения эффективности контроля в сфере ЖКХ и благоустройства (вывоз мусора, уборка улиц, контроль состояния дорожного покрытия, газонов, детских и спортивных площадок, жилых домов и прочих объектов), контроля уличного освещения, рекламных конструкций, торговых объектов, образовательных организаций, строительных объектов, спортивных объектов, транспортной ситуации.
В целях обеспечения безопасности доступ к ЕЦХД также предоставлен более 8 тыс. сотрудникам правоохранительных органов. В части обеспечения безопасности с помощью городской системы видеонаблюдения за 2018 год было раскрыто 3,5 тыс. преступлений, в том числе особо тяжких, это на 13% больше по сравнению с 2017 годом.
В городе Москве реализовано широкомасштабное электронное взаимодействие граждан и организаций с органами исполнительной власти города Москвы при предоставлении последними государственных услуг.
С каждым годом растет число граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме. По состоянию на 2018 год пользователями государственных услуг в электронной форме и электронных сервисов являются более 7,9 млн граждан и более 31 тыс. юридических лиц. В настоящее время в электронном виде можно получить более 260 услуг и сервисов. Доля государственных услуг в электронной форме в общем количестве предоставленных государственных услуг составляет 56% на конец 2018 года.
Функционирует Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (далее также - портал mos.ru), в который объединены все порталы органов исполнительной власти города Москвы и Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. В электронном виде за 2018 год через портал mos.ru поступило более 298 млн обращений за государственными услугами и сервисами города Москвы. За тот же период через портал mos.ru проведено более 6,6 млн платежей на сумму более 19 млрд рублей. Ежедневно в будние дни за государственными услугами в электронной форме на портал mos.ru обращаются до 1 млн человек.
Москвичи активно принимают участие в управлении развитием города Москвы с помощью портала "Наш город" и проекта "Активный гражданин". Количество зарегистрированных пользователей портала "Наш город" составляет более 1,3 млн человек. За время работы портала mos.ru решено более 3,2 млн городских проблем. На площадке для проведения открытых референдумов в электронной форме "Активный гражданин" зарегистрировано более 2,2 млн человек. Проведено 3,9 тыс. голосований по актуальным вопросам управления городом, принято 114 млн мнений москвичей.
В 2018 году общегородской контакт-центр обработал 29,5 млн входящих телефонных вызовов - обращений граждан, 4,5 млн из которых было обработано с помощью системы распознавания и синтеза речи. В рамках информационной поддержки болельщиков чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года была организована круглосуточная горячая линия на пяти иностранных языках.
Созданная комплексная система информационной безопасности и защиты информационных ресурсов и инфраструктуры города Москвы обеспечивает устойчивость работы в условиях пикового роста количества хакерских атак на информационные системы и ресурсы города.
В 2018 году продолжена реализация проекта "Социальная карта москвича", которая выпускается на базе платежной системы "Мир" и выдается льготным категориям населения города Москвы. Среднее количество активных социальных карт, находящихся в обращении в 2018 году, увеличилось по сравнению с 2017 годом на 0,2 млн и составило 4,8 млн штук, при этом активность использования держателями социальных карт в 2018 году увеличилась на 10%. Чаще всего социальные карты использовались для получения скидок при приобретении товаров и услуг - 96% держателей и для проезда на транспорте - 94% держателей. Всего за 2018 год по заявлениям на первичный выпуск и перевыпуск карт москвича было выпущено около 1,8 млн карт.
В сфере строительства 95% государственных услуг предоставляется в электронной форме. Ведется активная разработка стандартов, систем классификаторов и требований к информационным моделям.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР), создано единое хранилище данных - Автоматизированная система управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ).
В 2018 году на горячей линии "Единый диспетчерский центр города Москвы" (далее - ЕДЦ), которая является централизованной точкой принятия всех обращений граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства домовладений, обработано 9,6 млн обращений граждан. Все обращения жителей фиксируются в специально разработанной системе управления заявками и передаются непосредственно исполнителям в эксплуатационные подразделения.
В рамках внедрения и использования информационных технологий в сфере культуры в 2018 году внедрена система централизованного учета экспонатов музейных фондов во всех музеях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, что позволило обеспечить доступ в режиме реального времени для всех пользователей сети Интернет к экспонатам, выбранным главными хранителями музеев. На портале "Музейная Москва онлайн" размещено более 27 тыс. экспонатов и 38 выставок.
Реализация Государственной программы предусматривает скоординированную работу всех органов исполнительной власти города Москвы за счет использования цифровых технологий в городском управлении.
1.2. Состояние и проблемы сферы развития средств массовой информации и рекламы
Основная сложность выполнения поставленных задач в области электронных средств массовой информации заключается в необходимости обеспечения максимально широкой аудитории для просмотра телевизионных программ (далее - программы), подготовленных при поддержке Правительства Москвы. С учетом того, что телевизионная отрасль ориентирована на достижение экономического эффекта, в эфире в основном представлены программы развлекательного жанра с высоким рейтингом. В этой связи необходимо поддерживать деятельность телевизионных каналов города Москвы (далее - телеканалы) в создании общественно значимых программ, возможно уступающих развлекательным программам по зрительской аудитории, но осуществляющих социально-просветительскую функцию. Аналогичная задача стоит в отрасли сетевых изданий. Высокая конкуренция в этом направлении развития средств массовой информации и широкая доступность сетевых изданий должны позволить получать достоверную и высококачественную, соответствующую технологическому уровню развития, информацию.
В 2012-2018 годах в городе Москве была оказана поддержка средствам массовой информации города Москвы при производстве и распространении общественно значимых программ, а также сетевых изданий. В настоящее время большое внимание также уделяется созданию и распространению качественных аудиовизуальных произведений различной тематики и жанров, а также высокотехнологичных качественных продуктов сетевых изданий, направленных на патриотическое, нравственное и художественное воспитание населения и формирование гражданского общества.
В рамках реализации Государственной программы одним из важных вопросов является развитие печатных средств массовой информации и популяризация книгоиздания. Сегодня для города Москвы характерно сокращение доли "активно читающего" населения. Между тем книга традиционно выполняет важнейшие культурные, социальные, образовательные и просветительские функции, для реализации которых, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка. В этой связи особую актуальность приобретают меры по поддержке издательских проектов и развитию книготорговой сети на базе научно обоснованных нормативов обеспеченности населения площадями для реализации книжной и печатной продукции. В области развития печатных средств массовой информации налажено производство и распространение социально ориентированной периодической печатной продукции, проводятся фестивали, конкурсы, форумы и другие международные и региональные мероприятия.