Статус документа
Статус документа

СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96 (с Изменением N 1)

     7.1 Общие указания

7.1.1 Аэродромные покрытия включают:

- верхние слои (слой), именуемые в дальнейшем "покрытие", непосредственно воспринимающие нагрузки от колес ВС, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии), тепловые и механические воздействия газовоздушных струй авиационных двигателей и механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействие антигололедных химических средств;

- нижние слои (слой), именуемые в дальнейшем "искусственное основание", обеспечивающие совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание, которые помимо несущей функции могут выполнять также дренирующие, противозаиливающие, термоизолирующие, противопучинные, гидроизолирующие и другие функции.

Аэродромные покрытия по характеру сопротивления действию нагрузок от воздушных судов подразделяются на:

- жесткие (цементобетонные; армобетонные; железобетонные; а также покрытия из цементного бетона, перекрытые асфальтобетоном);

- нежесткие (из асфальтобетона; прочных каменных материалов подобранного зернового состава, обработанных органическими вяжущими; из щебеночных и гравийных материалов, грунтов и местных материалов, обработанных неорганическими или органическими вяжущими; сборных металлических элементов).

Примечания

1 Армобетонным считается покрытие из цементного бетона, армированного металлической сеткой, предназначенной для восприятия температурных напряжений.

2 Железобетонным считается армированное цементобетонное покрытие, в котором необходимую площадь сечения арматуры определяют расчетом на прочность и ширину раскрытия трещин.

7.1.2 Покрытия подразделяются по степени капитальности на:

- капитальные (с жестким и асфальтобетонным покрытиями);

- облегченные (с нежестким покрытием, кроме покрытия из асфальтобетона).

7.1.3 (Исключен, Изм. N 1).

7.1.4 Нормативные и расчетные характеристики бетона, асфальтобетона, материалов, применяемых для устройства оснований под покрытия жесткого и нежесткого видов, следует принимать по приложению И.

7.1.5 Проектный срок службы капитальных покрытий, обеспечивающих эксплуатацию ВС с заданной интенсивностью, должен быть: не менее 20 лет для покрытий с верхним бетонным слоем (цементобетонные, армобетонные, железобетонные) и 10 лет для покрытий с верхним асфальтобетонным слоем. Покрытия облегченного типа должны проектироваться на срок службы не менее 5 лет.

7.1.6 Покрытия аэродромов, включая слои искусственных оснований, следует рассчитывать по методу предельных состояний на многократное воздействие вертикальных нагрузок от ВС как многослойные конструкции, лежащие на упругом основании.

Асфальтобетонные покрытия, кроме того, следует рассчитывать на восприятие аэродинамических нагрузок от газовоздушных струй авиадвигателей, если скорость струи в зоне контакта с покрытием равна или более 100 м/с.

7.1.7 Покрытия на обочинах ИВПП, РД, МС, перронов, укрепляемых участках, примыкающих к торцам ИВПП, и покрытия концевых полос торможения следует предусматривать устойчивыми к воздействию газовоздушных струй от авиадвигателей, а также возможных нагрузок от транспортных и эксплуатационных средств.



Таблица 7.1

Конструктивный элемент,

Нормативное

Контроль

вид работ и контролируемый параметр

требование

Объем

Метод

1 Слои искусственных оснований и покрытий

1.1 Высотные отметки по оси каждого ряда

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±15 мм, остальные - до ±5 мм

По точкам разбивочной сети, но не реже, чем через 40 м

Нивелирование

1.2 Поперечный уклон каждого ряда

То же, до ±0,005, остальные - до ±0,002 (но не выше предельно допускаемых уклонов)

80-100 измерений на захватке

Расчет по результатам исполнительной геодезической съемки

2 Основания, выравнивающие прослойки и покрытия (кроме сборных бетонных)

2.1 Ширина ряда укладки:

монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных покрытий (оснований) и асфальтобетонных покрытий

То же, до ±10 см, остальные - до ±5 см

Не менее 20% от объема измерений при операционном контроле, но не менее 20 измерений

Измерение сертифицируемыми средствами измерения

всех остальных типов оснований, покрытий и выравнивающих прослоек

То же, до ±20 см, остальные - до ±10 см

То же

То же

2.2 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытий

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 8 мм, остальные - до 5 мм на 1 м (но не более 10 мм на 7,5 м)

20% длины швов, но не менее 20 измерений

Измерение металлической линейкой по ГОСТ 427 по краю слоя

2.3 Ширина пазов деформационных швов всех типов покрытий

Не менее проектной, но не более 30 мм

На каждом шве

Измерение линейкой по ГОСТ 427

2.4 Толщина конструктивного слоя:

монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных и асфальтобетонных покрытий и цементобетонных оснований

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до минус 5%, но не более 10 мм, остальные - не менее проектной

Не менее 20% от объема измерений при операционном контроле, но не менее 20 измерений

Измерение металлической линейкой по ГОСТ 427 по краю слоя

всех остальных типов покрытий и оснований

То же, до минус 5%, но не более 20 мм, остальные - не менее проектной

То же

То же

2.5 Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев асфальтобетона, не ниже типов А и Б - 0,99; В, Г и Д - 0,98; пористого и высокопористого - 0,98; холодного - 0,96

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от указанных значений до минус 0,02, остальные - не менее указанных

Один образец на 2000 м, но не менее одного образца в смену

По ГОСТ 12801

2.6 Прочность бетона

Не ниже расчетного сопротивления растяжению при изгибе, соответствующего проектному классу прочности

По ГОСТ 18105

По ГОСТ 18105

2.7 Морозостойкость бетона

Не ниже проектной марки

По ГОСТ 10060

По ГОСТ 10060

2.8 Неровность по оси ряда (просвет под рейкой длиной 3 м):

искусственных оснований

Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 10 мм, остальные - до 5 мм

По ГОСТ Р 56925

По ГОСТ Р 56925

всех типов покрытий и выравнивающих слоев

То же, до 6 мм остальные - до 3 мм

То же

То же

2.9 Алгебраическая разность высотных отметок покрытия по оси ряда (точек, отстоящих друг от друга на расстоянии 5, 10 и 20 м)

Не более 5% результатов определений могут иметь значения до 10, 16, 24 мм

остальные - до 5, 8, 16 мм

Нивелирование каждого ряда выполняется с шагом 0,5 м

Нивелирование и расчет по формуле

,

где , , - отметки смежных точек

2.10 Превышение граней смежных плит в швах монолитных жестких покрытий:

поперечных

Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 6 мм, остальные - до 3 мм

Не менее 20% от объема измерений при операционном контроле, но не менее 20 измерений

Измерения металлической линейкой по ГОСТ 427 или штангенциркулем

продольных

То же, до 10 мм, остальные - до 3 мм

То же

То же

3 Сборные покрытия из предварительно напряженных железобетонных плит

3.1 Неровность (просвет под рейкой длиной 3 м)

Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 10 мм, остальные - до 5 мм

По ГОСТ Р 56925

По ГОСТ Р 56925

3.2 Превышение граней смежных плит в швах сборных покрытий:

поперечных

Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 6 мм, остальные - до 3 мм

Не менее 20% от объема измерений при операционном контроле, но не менее 20 измерений

Измерения металлической линейкой по ГОСТ 427 или штангенциркулем

продольных

То же, до 10 мм, остальные - до 5 мм

То же

То же

4 Длина покрытий ВПП, РД, перрона и МС по их осям

Не менее проектного значения

Одно измерение на элементе аэродрома (ВПП, РД, МС)

Измерение сертифицируемыми средствами измерения

5 Глубина текстуры новой поверхности монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных и асфальтобетонных покрытий

Не менее 1 мм, но не более 2,5 мм

На каждом ряду укладки не менее пяти точек на 1 км

Измерения методом "песчаного пятна" по ГОСТ 33147

6 Коэффициент сцепления колеса с покрытием ВПП

Не менее 0,45

Не менее одного измерения на 400 м каждого ряда укладки ВПП

По ГОСТ 30413 или измерение АТТ-2 по мокрой поверхности покрытия с толщиной слоя воды 1 мм

7.1.8 Толщину покрытия на укрепляемых участках следует принимать по расчету, но не менее минимально допускаемой для конструктивного слоя из данного материала.

7.1.9 Во избежание повреждения ВС при их случайных выкатываниях с ИВПП на аэродромах с категориями нормативных нагрузок IV и выше, вдоль искусственных покрытий обочин СРД, укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, а также вокруг сооружений водоотводной и дренажной систем, а также кабельной канализации (колодцев, закрытых канав, лотков и т.п.) следует устраивать сопряжение с грунтовой поверхностью спланированной части ЛП - отмостки в виде пандуса с заглублением края покрытия в грунт на глубину 0,3 м. При этом крутизна пандуса должна быть не более 1:10.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.1.10 Для обеспечения проектного срока службы аэродромных покрытий возникающие во время эксплуатации дефекты (трещины, сколы, шелушение, нарушение герметизации деформационных швов и т.п.) необходимо устранять по мере их появления методами текущего ремонта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).