Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 15 июля 2019 года N 402
Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за доходами и уровнем жизни населения
(с изменениями на 30 июля 2021 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с отчета за январь-март 2023 года на основании
приказа Росстата от 29 июля 2022 года N 537
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Росстата от 30 июля 2021 года N 459.
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение подраздела 1.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую квартальную форму федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению и ввести ее в действие с отчета за I квартал 2020 года:
N 1-ПО "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения" (Приложение N 1).
2. Установить предоставление данных по указанной в пункте 1 настоящего приказа форме федерального статистического наблюдения по адресу и в срок в соответствии с установленными в форме.
3. Утвердить и ввести в действие с отчета за I квартал 2020 года:
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-ПО "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения" (Приложение N 2).
4. С введением указанной в пункте 1 настоящего приказа формы федерального статистического наблюдения признать утратившим силу приказ Росстата от 14 июля 2009 г. N 136 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за доходами и уровнем жизни населения".
Руководитель
П.В.Малков
УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 15 июля 2019 года N 402
____________________________________________________________________
Форма N 1-ПО утратила силу с отчета за I квартал 2022 года -
приказ Росстата от 30 июля 2021 года N 459. - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 15 июля 2019 года N 402
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-ПО "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения"
Целью проводимого обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения. Оценка человеком своего личного материального положения и общих экономических условий во многом определяет его потребительские намерения. В совокупности эти намерения оказывают серьезное воздействие на экономику и служат достаточно точными показателями изменений в будущих расходах и сбережениях потребителей. Первичная информация для расчета таких показателей формируется путем обобщения данных массовых опросов населения, полученных на основе применения опросных листов обследования потребительских ожиданий населения, предлагаемых для заполнения установленным порядком.
Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации с охватом 5 тысяч человек в возрасте 16 лет и старше ежеквартально.
Сбор первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N 1-ПО "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения" осуществляют специальные работники территориальных органов Росстата (далее - интервьюеры) методом опроса, который проводится в режиме формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов и регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Обработка данных для обследования потребительских ожиданий населения осуществляется исключительно для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного члена домохозяйства.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1 статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)).
Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (пункт 9 статья 3 Закона N 152-ФЗ).
В целях обеспечения требований Закона N 152-ФЗ интервьюеру строго запрещается производить в Опросных листах записи, не предусмотренные программой обследования (адрес проживания и фамилии членов домохозяйств).
Работниками, получающими доступ к персональным данным в ходе сбора и уточнения информации в домохозяйствах, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.
Конфиденциальность персональных данных - операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона N 152-ФЗ).
Лица, виновные в нарушении требований Закона N 152-ФЗ, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную, предусмотренную законодательством Российской Федерации, ответственность.
Опрос проводится в последние 10 дней второго месяца квартала среди домохозяйств, участвующих в обследовании бюджетов домашних хозяйств. Конкретные домохозяйства для участия в опросе определяются ежеквартально методом случайного отбора в соответствии с рекомендациями Росстата по объему и структуре выборочной совокупности.
В каждом домохозяйстве должен быть опрошен только один человек. Для определения конкретного респондента необходимо уточнить дни рождения всех взрослых членов домохозяйства (в возрасте 16 лет и старше). В опросе участвует тот из них, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню проведения опроса.
Например, домохозяйство состоит из трех человек:
Петров Иван Васильевич - 36 лет, день рождения 5 ноября.
Петрова Ольга Николаевна - 34 года, день рождения 25 февраля.
Петрова Елена Ивановна - 12 лет, день рождения 3 января.
Предположим, что опрос проводится 10 февраля. Петрова Елена Ивановна не может принять участие в опросе, так как ей еще не исполнилось 16 лет. Последний день рождения Ольги Николаевны был почти год назад, а Ивана Васильевича - три месяца назад. Таким образом, "ближайший последний день рождения" был у Ивана Васильевича. Следовательно, необходимо опросить Петрова Ивана Васильевича.
Если отобранный по методу "ближайшего последнего дня рождения" респондент отсутствует в момент опроса, следует посетить данное домохозяйство повторно, а при необходимости - и в третий раз. Если и в этом случае не удастся опросить отобранного человека, то данное домохозяйство выбывает из опроса.
Нельзя опрашивать члена домохозяйства, не представленного в выборке обследования бюджетов домашних хозяйств.
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
зачитывать каждый вопрос дословно, то есть строго так, как он написан, и задавать вопросы в том порядке, в котором они указаны в опросном листе; обязательно зачитывать респонденту все варианты ответов (кроме "ДРУГОЕ" и "ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ");
соблюдать указания по технике заполнения опросного листа, обращать внимание на краткие инструкции интервьюеру, сделанные БОЛЬШИМИ БУКВАМИ;
фиксировать истинное мнение опрашиваемых, не оказывать влияние на ответ респондента: показывать свое согласие или несогласие с его мнением, подсказывать ему возможный ответ;
стараться не оставлять без ответа ни один вопрос в опросном листе, выясняя, а не угадывая или интерпретируя ответ респондента;
вести регистрацию ответов респондентов четко и аккуратно, неправильные и неразборчивые записи приводят к снижению достоверности информации, вызывают ошибки при обработке данных;
не использовать карандаш, красные или зеленые чернила при заполнении опросного листа;
не оставлять пробелов в опросном листе. Если опросный лист будет заполнен не полностью, то он потеряет значительную часть своей ценности для дальнейшего анализа.
Заполненные опросные листы должны быть сданы в территориальный орган Росстата по установленному им адресу не позднее первого числа третьего месяца отчетного квартала.
Названия субъекта Российской Федерации и населенного пункта записываются интервьюером.
Коды в графах 2, 3 заполняются территориальными органами государственной статистики на основании кодов по ОКАТО.
В графе 2 проставляется 2-значный код субъекта РФ по ОКАТО (1, 2 знаки кодов ОКАТО).
В графе 3 проставляется 9-значный код населенного пункта по ОКАТО (3-11 знаки кодов ОКАТО).
В графе 4 проставляется код типа населенного пункта по его административному статусу: городской - 1, сельский - 2.
В графе 5 проставляется номер счетного участка аналогичный указанному для данного счетного участка в формах обследования бюджетов домашних хозяйств.
В графе 6 проставляется номер домохозяйства, закрепленный за данным домохозяйством при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств.
В графе 7 проставляется номер опрашиваемого члена домохозяйства, соответствующий его идентификационному коду в "Карточке домашнего хозяйства".
В графе 8 проставляется порядковый номер опросного листа обследования потребительских ожиданий населения в пределах территории.
В графе 9 отмечается код населенного пункта в зависимости от численности проживающего в нем населения и его административного статуса.
В графах 10-12 проставляется фактическая дата проведения опроса.
В графе 13 интервьюер указывает свою фамилию и код, присвоенный ему территориальным органом Росстата.
Прежде чем приступить к опросу, необходимо хорошо изучить текст опросного листа, чтобы в ходе интервью легко и быстро ориентироваться в возможных вариантах ответов респондентов.
Задавайте вопросы последовательно. Не читайте следующий вопрос, пока не получите ответ на уже заданный. Ответ должен быть сразу же занесен в бланк опросного листа.
Вопросы, которые Вы должны задавать респондентам, выделены жирным шрифтом.
В формулировках вопросов и в пояснениях подчеркнуты слова, на которые Вам следует обратить особое внимание (например, "отметьте только один вариант ответа").
После большинства вопросов предлагаются варианты ответов. Вам необходимо выбрать тот из них, который соответствует мнению респондента, и обвести кружком его кодовое число. Кодовые числа стоят справа от предполагаемых ответов. Важно, чтобы Вы аккуратно и точно обводили выбранный Вами номер кодовой позиции, не захватывая кружком выше- и нижестоящие коды.
В вопросах 1-3, 5-10, 12-14 следует отметить только один из возможных вариантов ответов.
Вариант ответа с кодовой позицией "ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ" отмечается, если респондент не отказывается ответить на вопрос, но не может четко сформулировать свое мнение (это ответы "не знаю", "не думал об этом", "не помню", "не могу точно сказать", "трудно ответить определенно" и т.п.).
Если респондент категорически отказывается отвечать на вопрос, пропустите его, не отмечая никакого кода, и переходите к следующему вопросу. Однако попытайтесь убедить респондента дать какой-либо содержательный ответ, объяснив ему необходимость получения полной информации о мнении каждого респондента.
При заполнении вопросов 4 и 11 "Что, прежде всего, повлияло на Вашу оценку?" интервьюер первоначально должен как можно более точно записать словесный ответ респондента в свободной форме, а затем отметить (обвести кружком) соответствующий код одного из приведенных ниже вариантов формализованных ответов, который по мнению интервьюера более других отражает смысл ответа респондента. В случае, когда ни один из вариантов ответов не подходит для этих целей, указывается "ДРУГОЕ". Если респондент не смог сформулировать свой ответ, укажите "НЕТ ОТВЕТА", однако желательно избежать такой ситуации и оказать корректную помощь респонденту.
В вопросе 13 интервьюер при необходимости должен пояснить респонденту, что ответ не обязательно должен отражать личные обстоятельства респондента: отсутствие денег или потребности в покупке. Имеется в виду в целом благоприятность сложившихся условий приобретения населением крупных покупок для дома.
В вопросе 15 предусмотрено специальное место для записи такого направления сбережения средств указываемого интервьюером, которое не соответствует вариантам ответов с 1 по 12. В этом случае следует отметить код "13" и кратко записать ответ респондента. В случае, когда респондент не делает и/или собирается делать сбережений ни на какие цели, указывается код "14".