СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Заслушав информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в рамках своих полномочий реализует государственную политику в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, остаются прежде всего стихийные бедствия, вызванные глобальным изменением климата, катастрофы, возникающие вследствие пожаров, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.
Готовность органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на риски и угрозы возникновения стихийных бедствий и катастроф позволяет эффективно бороться с чрезвычайными ситуациями, уменьшать число погибших и пострадавших.
Вместе с тем анализ произошедших в последние годы крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров выявил ряд проблем, для решения которых требуется:
совершенствование материально-технического оснащения сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение необходимого уровня их готовности;
осуществление государственного контроля (надзора) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
применение современных средств и технологий предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности тушения природных и техногенных пожаров;
завершение создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона N 518816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора".
3. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представляющим Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, взять на особый контроль вопросы, касающиеся распределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение противопожарных служб субъектов Российской Федерации.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования МЧС России на следующие цели:
оснащение сил МЧС России современной пожарной, пожарно-спасательной и авиационной техникой, оборудованием, снаряжением и экипировкой, поддержание их в исправном состоянии;
улучшение жилищных условий военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников аварийно-спасательных формирований, в том числе в рамках предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
строительство и реконструкция объектов (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выплата денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
содержание объектов недвижимого имущества в части оплаты коммунальных услуг, обеспечение котельно-печным топливом, подготовка объектов недвижимости к эксплуатации в осенне-зимний период;
2) проанализировать эффективность соглашений между МЧС России и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах;
3) выработать предложения по снижению неэффективных расходов на содержание объектов незавершенного строительства, предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) разработать и принять нормативные правовые акты, предусматривающие передачу полномочий по тушению ландшафтных (природных) пожаров, угрожающих населенным пунктам и объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, МЧС России в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края";
5) рассмотреть возможность внесения изменений в пенсионное законодательство Российской Федерации, предусматривающих право на досрочный выход на пенсию работникам пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации;
6) разработать нормативные правовые акты в целях реализации пилотного проекта "Ипотека пожарных и спасателей" в рамках федерального проекта "Жилье";
7) разработать комплекс мер в отношении Государственной противопожарной службы, направленных на:
совершенствование материально-технического обеспечения и обустройство подразделений федеральной противопожарной службы;
поддержку обновления пожарной, пожарно-спасательной техники, оборудования, снаряжения и экипировки противопожарных служб субъектов Российской Федерации;
8) уточнить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах;
9) продолжить работу по обеспечению взаимодействия, координации деятельности и определению функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по построению и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
10) проработать вопрос о возможности закрепления за МЧС России правомочий собственника движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, управление которым осуществляет МЧС России;
11) предусмотреть дополнительное финансирование работ по разминированию территорий субъектов Российской Федерации в районах обнаружения боеприпасов времен Великой Отечественной войны.
5. Рекомендовать МЧС России:
1) обеспечить внедрение единых стандартов обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также совершенствование информационных ресурсов органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях повышения оперативности принятия управленческих решений;
2) завершить подготовку проекта федерального закона о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
3) подготовить предложения о внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления особенностей осуществления закупок, связанных с использованием резервов материальных ресурсов при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) подготовить предложения о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливающих возможность использования резервов материальных ресурсов при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) разрабатывать и внедрять эффективные инновационные меры по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий на объектах атомной энергетики;
6) осуществлять дальнейшую координацию и контроль в сфере развития систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
7) организовать с привлечением научно-экспертного сообщества работу по выявлению и исследованию новых рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и их предупреждению.
6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с МЧС России при участии Российской академии наук совершенствовать механизмы взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций (катастрофы природного характера, проявление опасных геологических процессов) в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1) принять необходимые меры по обеспечению противопожарных служб субъектов Российской Федерации современной пожарной, пожарно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением и экипировкой, поддержанию их в исправном состоянии;
2) предусмотреть при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации средства на завершение создания, эксплуатацию и развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
3) разработать и реализовать план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включающий составление перечня собственников земельных участков, примыкающих к лесам, перечень, объемы и сроки выполнения указанными собственниками противопожарных мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий";
4) обеспечить реализацию мер, направленных на повышение эффективности деятельности и дополнительную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
5) проводить пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с помощью аудиовизуальных средств, тематические занятия в образовательных организациях, а также обеспечивать информирование населения через средства массовой информации, зарегистрированные на территориях субъектов Российской Федерации, о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проконтролировать решение вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на выплату денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
10. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
1) изучить практику взимания аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание в связи с допуском летательных аппаратов МЧС России на территорию субъекта Российской Федерации для тушения пожаров или проведения иных мероприятий реагирования;
2) проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2020 года.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко
Москва
26 июня 2019 года
N 233-СФ
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"