ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 июня 2019 года N 1314-р
[Об утверждении межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы]
1. Утвердить прилагаемую межведомственную программу мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы.
2. Реализация мероприятий межведомственной программы, утвержденной настоящим распоряжением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы
Наименование программы | - | межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы |
Основания для разработки программы | - | Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", пункт 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г. N |
Разработчик - ответственный исполнитель программы | - | Федеральная антимонопольная служба |
Соисполнители программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, |
Участники программы | - | Генеральная прокуратура Российской Федерации, |
Цели и задачи программы | - | цели программы: обеспечение экономической безопасности Российской Федерации; защита конкуренции, выявление и пресечение монополистической деятельности российских и иностранных юридических лиц, организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Основные задачи программы: профилактика монополистической деятельности, ограничения и устранения конкуренции; профилактика коррупции при проведении торгов; формирование в обществе негативного отношения к картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям, а также к коррупционному поведению; совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и хозяйствующими субъектами в целях оперативного реагирования на нарушения законодательства Российской Федерации, связанные с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями; |
вовлечение общественных организаций в работу по профилактике картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений; выявление, пресечение, раскрытие и расследование картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений | ||
Целевые индикаторы | - | отношение возбужденных исполнительных производств по взысканию административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к количеству поступивших в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; сокращение количества дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, возбужденных по признакам заключения картеля и (или) иного ограничивающего конкуренцию соглашения, доход участников от которого составляет менее 50 млн. рублей (или ущерб от которого составляет менее 10 млн. рублей) |
Срок реализации программы | - | 2019-2023 годы |
Основные мероприятия | - | выполнение мероприятий программы осуществляется по следующим основным направлениям: совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений; проведение межведомственных мероприятий по выявлению ограничения или устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; |
совершенствование антимонопольного, уголовного, приведение нормативных и иных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации; осуществление межведомственных мероприятий, направленных на профилактику заключения ограничивающих конкуренцию соглашений; проведение мероприятий по оперативному обмену актуальной информацией о фактах и участниках картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений; проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики; проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений и преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации; совершенствование профессиональной подготовки, обучение сотрудников заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации тактическим приемам и методике выявления, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений, а также изучение иностранного опыта в указанной сфере; | ||
развитие сотрудничества с международными организациями, а также обмен опытом и изучение возможности использования мировых стандартов антимонопольного регулирования в российской практике | ||
Система организации контроля за исполнением программы | - | контроль за исполнением программы осуществляет Правительство Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности ее реализации | - | выполнение мероприятий программы позволит обеспечить: исполнение положений указов Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности реализацию государственной политики по противодействию преступности в сфере экономики; единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, свободу экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков; создание в обществе негативного отношения к картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям; |
профилактику правонарушений и преступлений, связанных с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями; поступление в бюджет сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации; возмещение ущерба, причиненного картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями |
Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности, противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также недопущение снижения качества жизни населения.
Межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы (далее - программа) призвана объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях обеспечения экономической безопасности, защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для совершенствования механизмов осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также для предотвращения заключения ограничивающих конкуренцию соглашений на торгах и товарных рынках, борьбы с нецелевым и неэффективным использованием государственного (муниципального) имущества, бюджетных средств, хищением государственных имущества и денежных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Целевыми индикаторами (показателями) программы являются:
отношение возбужденных исполнительных производств по взысканию административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к количеству поступивших в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
количество дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, возбужденных по признакам заключения картеля и (или) иного ограничивающего конкуренцию соглашения, доход участников от которого составляет менее 50 млн. рублей (или ущерб от которого составляет менее 10 млн. рублей).
Сведения о целевых индикаторах (показателях) программы приведены в приложении N 1.
Программа реализуется с 2019 по 2023 год.
Цели и задачи программы позволяют сформировать систему ее мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений;
проведение межведомственных мероприятий по выявлению ограничения или устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
совершенствование антимонопольного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, законодательства об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов;
приведение нормативных и иных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
осуществление межведомственных мероприятий, направленных на профилактику заключения ограничивающих конкуренцию соглашений;
проведение мероприятий по оперативному обмену актуальной информацией о фактах и участниках картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений;
проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики;
проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений и преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;
совершенствование профессиональной подготовки, обучение сотрудников федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации тактическим приемам и методике выявления, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений, а также изучение иностранного опыта в указанной сфере;
развитие сотрудничества с международными организациями, а также обмен опытом и изучение возможности использования мировых стандартов антимонопольного регулирования в российской практике.
Перечень мероприятий программы приведен в приложении N 2.
Ответственным исполнителем программы является Федеральная антимонопольная служба. Исполнители программы осуществляют меры по выполнению мероприятий программы.
Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить исполнение указов Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" и от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в части противодействия картелям, реализацию государственной политики по противодействию преступности в сфере экономики, единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, свободу экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, надлежащий уровень профилактики ограничивающих конкуренцию соглашений, экономию бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поступление в бюджет сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности, а также возмещение ущерба, причиненного картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями.
Контроль за реализацией программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
При изменении наименований основных мероприятий, включенных в программу, их исполнителей, сроков выполнения и объемов финансирования исполнители мероприятий разрабатывают в установленном порядке проект акта о внесении соответствующих изменений в программу.
Исполнители мероприятий программы:
несут ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение мероприятий программы;
представляют в Правительство Российской Федерации один раз в полугодие, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, информацию о реализации мероприятий программы.
Федеральная антимонопольная служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 5 сентября, информацию о ходе реализации программы за отчетный год, включая оценку эффективности ее реализации.
По мере необходимости вопросы о ходе реализации мероприятий программы рассматриваются на заседаниях экспертной группы при межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной распоряжением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 785/7р.
Сведения о целевых индикаторах (показателях) межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы
Наименование целевого индикатора (показателя) | Единица измерения | Ответствен- | 2017 год | Значение целевого индикатора (показателя) | |||||
(соисполни- | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | ||||
________________ Фактические значения целевого индикатора (показателя) N 1 должны превысить (быть не менее) планируемых значений. Фактические значения целевого индикатора (показателя) N 2 не должны превышать (быть не более) планируемых значений. | |||||||||
1. | Отношение возбужденных исполнительных производств по взысканию административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к количеству поступивших в структурные подразделения ФССП России постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях | процентов | ФССП России, | 17 | 20 | 23 | 26 | 28 | 30 |
________________ Значение целевого индикатора (показателя) N 1 в 2017 году рассчитано как отношение количества возбужденных исполнительных производств о взыскании административных штрафов, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в 2017 году значение - 7 производств), к количеству поступивших в структурные подразделения ФССП России постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в 2017 году значение - 41 постановление). | |||||||||
2. | Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, возбужденных по признакам заключения картеля и (или) иного ограничивающего конкуренцию соглашения, доход (выручка от реализации товаров (работ, услуг), извлеченная всеми участниками ограничивающего конкуренцию соглашения без вычета произведенных расходов) участников от которого составляет менее 50 млн. рублей (или ущерб от которого составляет менее 10 млн. рублей) | процентов | ФАС России | 198 | -8 | -15 | -20 | -25 | -30 |
________________ В качестве базы сравнения целевого индикатора (показателя) N 2 по годам берется значение указанного показателя в 2017 году, равное 198 нарушениям, принимаемое за 100 процентов. |
к межведомственной программе мер
по выявлению и пресечению картелей
и иных ограничивающих
конкуренцию соглашений
на 2019-2023 годы
Перечень мероприятий межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы
Наименование мероприятия | Вид документа | Сроки выполне- | Исполнители (соисполнители) | Ожидаемый результат | |
I. Совершенствование законодательства Российской Федерации | |||||
1. | Анализ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на предмет наличия в них положений, ограничивающих конкуренцию и способствующих скрытой монополизации экономики, а также принятие мер по приведению указанных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, | приведение нормативных правовых актов и иных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по требованию антимонопольного органа в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации |
2. | Подготовка проектов федеральных законов о внесении изменений в антимонопольное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, законодательство об административных правонарушениях в целях своевременного выявления и пресечения картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, недопущения участия в торгах участников картелей, а также усиления уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации | федеральный закон | сентябрь 2019 г. - внесение в Государ- | ФАС России, | совершенствова- |
3. | Разработка проекта федерального закона, предусматривающего снижение размера административных штрафов для лиц, признанных участниками ограничивающих конкуренцию соглашений и готовых добровольно уплатить штрафы в установленные сроки | федеральный закон | декабрь 2019 г. - внесение в Прави- | ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | стимулирование добровольной уплаты административных штрафов лицами, которые признаны нарушившими антимонопольное законодательство Российской Федерации |
апрель 2020 г. - внесение в Государ- | |||||
II. Обучение и подготовка кадров | |||||
4. | Разработка дополнительной профессиональной программы подготовки сотрудников и руководителей федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации по вопросам применения тактических приемов и методик выявления, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений, внедрение ее в образовательный процесс учебно-методического центра ФАС России | приказ ФАС России | ноябрь 2019 г. | ФАС России, | повышение профессиональной компетентности сотрудников, ответственных за выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений |
5. | Изучение иностранного опыта борьбы с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, | использование актуального зарубежного опыта противодействия картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям |
6. | Обеспечение сотрудничества с антимонопольными ведомствами иностранных государств по вопросам выявления и пресечения картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, | систематическое взаимодействие с зарубежными антимонополь- |
7. | Участие в доработке проекта международной конвенции "О борьбе с картелями" | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2020 годы | ФАС России | совершенствова- |
8. | Разработка методических рекомендаций об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации) | методические рекомендации доклад в Правительство Российской Федерации | июнь 2019 г. 1 июля 2019 г. | ФАС России, | совершенствова- |
9. | Внедрение методических рекомендаций об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации) | доклад в Правительство Российской Федерации | 1 октября 2019 г. | МВД России | практическое использование правоохранитель- |
10. | Разработка методики оценки латентности картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в экономике (в разрезе сфер народного хозяйства), оценки доходов участников картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений от противоправной деятельности, причиненного ущерба государству, экономике и гражданам | методические рекомендации | апрель 2020 г. | ФАС России, | обеспечение научно обоснованной оценки латентности картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений и предполагаемого ущерба от |
11. | Разработка методики выявления, пресечения и профилактики картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на товарных рынках и на торгах в условиях цифровой экономики | методические рекомендации | март | ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | совершенствова- |
12. | Организация проведения Евразийского форума по картелям в 2019 и 2021 годах | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019 год, | ФАС России | анализ лучших практик по расследованию дел о нарушении антимонопольного законодательства с участием научных экспертных сообществ |
III. Проведение практических мероприятий | |||||
13. | Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, | снижение количества ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики |
14. | Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, а также, преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, | снижение количества ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации |
15. | Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, препятствующих закупкам товаров российского производства, с участием иностранных компаний и государственных заказчиков | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, | повышение |
16. | Осуществление межведомственного взаимодействия по выявлению, пресечению и расследованию картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на заседаниях экспертной группы при межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | Генеральная прокуратура Российской Федерации, | совершенствова- |
17. | Организация работы по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного государству картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, заключенными на торгах, а также расторжение договоров, заключенных по результатам таких торгов | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России | повышение эффективности возмещения ущерба, причиняемого картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями |
18. | Систематическое освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий по противодействию картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФАС России, | повышение информирован- |
19. | Повышение эффективности исполнительного производства по делам о взыскании административных штрафов, налагаемых антимонопольным органом за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях | доклад в Правительство Российской Федерации | 2019-2023 годы | ФССП России, ФАС России | сокращение количества невзысканных |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 27.06.2019,
N 0001201906270013