ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2019 года N 14-94
В целях оказания практической помощи организациям Профсоюза в реализации уполномоченными по охране труда своих полномочий и в соответствии с пунктом 3.1. постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2019 года N 14-7 отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовлены методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
Методические рекомендации разработаны с учетом действующего законодательства Российской Федерации в области охраны труда и согласованы с членами экспертного совета при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда.
Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ
постановляет:
1. Одобрить Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах (прилагается).
2. Председателям региональных организаций Профсоюза:
2.1. Использовать настоящие Методические рекомендации в практической деятельности при организации контроля за условиями и охраной труда на рабочих местах медицинских организаций и направить их в каждую первичную организацию Профсоюза.
2.2. Рекомендовать председателям первичных профсоюзных организаций активизировать работу уполномоченных по охране труда Профсоюза с использованием при проведении проверок карт с контрольными вопросами.
3. Отделу по связям с общественностью и информационной работе (С.А.Грубов) разместить настоящее постановление на сайте Профсоюза.
4. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) направить постановление в комитеты региональных организаций Профсоюза по системе www.esed.przrf.ru.
Председатель Профсоюза
М.М.Кузьменко
Настоящие Методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи в организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах структурных подразделений (организаций) выборному органу первичной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее - Профсоюз), уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюза в соответствии с пунктом 3 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2019 N 14-7, Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза (далее - Положение).
При разработке Методических рекомендаций (далее - Рекомендации) использовались документы Профсоюза, Методические рекомендации ФНПР по вопросам контроля за состоянием условий и охраны труда и Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами с учетом определенных Положением задач, функций и полномочий Уполномоченных по охране труда Профсоюза (далее - Уполномоченные).
В Рекомендациях приведены подходы и методы осуществления контроля со стороны Уполномоченных по вопросам охраны труда и приведены примерные формы отдельных профсоюзных документов в виде протоколов, заключений, карт (чек-листов) и плана, даны разъяснения по заполнению установленной в Профсоюзе формы N 1-У отчета о работе Уполномоченного.
Ценность контроля силами Уполномоченных, в отличие от других форм контроля в том, что он повсеместен и непрерывен. Чем больше работников медицинских организаций будут принимать участие в проведении профсоюзного контроля, тем выше его эффективность. Уполномоченные, постоянно находясь среди работников своего структурного подразделения, как никто другой могут повлиять на отношение всех без исключения работников к вопросам безопасности и необходимости ежедневного соблюдения нормативных требований охраны труда. От профессиональных действий, компетентной, грамотной и активной работы Уполномоченных значительно зависят обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте и снижение влияния на здоровье работника профессиональных рисков, а значит качественное оказание медицинской помощи и услуг населению.
Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников структурного подразделения (организации) на срок полномочий профсоюзного комитета (Примерная форма протокола в Приложении N 1*). При этом, выборный орган первичной профсоюзной организации (далее - профсоюзный комитет) должен обеспечить выборы Уполномоченных. Численность, порядок избрания Уполномоченных устанавливаются в коллективном договоре или в ином совместном решении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации, в зависимости от конкретных условий и необходимости обеспечения общественного контроля за условиями и охраной труда на каждом рабочем месте в структурном подразделении (организации). Координирует работу в структурных подразделениях организации старший уполномоченный по охране труда, который наделяется соответствующими полномочиями профсоюзным комитетом или единоличным исполнительным органом (председателем первичной организации Профсоюза).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
От создания руководителями подразделений (организации) условий для работы Уполномоченных зависит, будет ли эффективной и действенной созданная в медицинской организации система управления охраной труда, полнота и правильность проведения мероприятий по специальной оценке условий труда на рабочих местах работников, а также низким или высоким показатель трудопотерь от случаев травматизма и заболеваний работников по причине нарушений требований безопасного выполнения работ и охраны труда.
Участие Уполномоченных и реализация ими в структурных подразделениях (организации) по утвержденному постановлением Президиума ЦК Профсоюза Положению своих полномочий соответствует требованиям федерального законодательства, положениям Межгосударственных стандартов в Системе стандартов безопасности труда, в том числе в части предъявляемых требований к системе управления охраной труда и способствует эффективности её элементов.
Рекомендации рассмотрены и согласованы членами Экспертного совета при ЦК Профсоюза по вопросам условий и охране труда.
1.1. Настоящие Рекомендации рассматривают организацию осуществляемого контроля Уполномоченными на соответствие государственным требованиям охраны труда состояния условий и охраны труда на рабочих местах структурных подразделений (организации).
По вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда трудовым законодательством определены основные понятия, знание которых является базовым для использования Уполномоченными в осуществляемом контроле.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Примечание: Типовое положение о системе управления охраной труда, утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. N 438н.
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
1.2. Уполномоченными на рабочих местах структурных подразделений (организации) профсоюзный контроль состояния условий и охраны труда может осуществляться в форме наблюдений и (или) проверок (обследований).
1.2.1. Проверки методом наблюдения (по системе Элмери) проводятся Уполномоченными с учетом критерий оценки состояния условий труда на рабочих местах объекта проверок.
Примечание: Метод наблюдения описан в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-6 и информационном бюллетене ЦК Профсоюза N 17, 2016 год.
1.2.2. Проверки методом проверок (обследований) (далее - проверки) по картам контрольных вопросов (чек-листам) Уполномоченными проводятся по предварительно запланированным темам и (или) отдельным тематическим вопросам, подлежащих контролю.
Проверки с применением чек-листов, рекомендуется проводить в целях постоянного административно-общественного контроля (самоконтроля) обязательного обеспечения должностными лицами в структурных подразделениях (организации) выполнения отдельных государственных нормативных требований по охране труда или нормативных правовых актов.
Важно. Требованиями Х Раздела Трудового кодекса РФ для работодателя установлены ряд обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Примечание: Метод проверок по картам контрольных вопросов (чек-листам) в настоящее время используется государственными органами контроля и надзора. Например, приказом Роструда от 10.11.2017 N 655 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" утверждено 133 проверочных листа (списка контрольных вопросов).
1.3. Проверки Уполномоченными направлены на:
- создание условий труда на рабочих местах, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям коллективного договора;
- соблюдение прав работников при проведении специальной оценки условий труда;
- поддержание совместно с должностными лицами организации устойчивой политики управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда.
1.4. Проверки за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурном подразделении (организации) планируются ежегодно, а их результаты могут использоваться при подведении итогов осуществляемого административно-общественного контроля в рамках системы управления охраной труда.
1.5. Результаты проверок должны способствовать получению работниками информации о реальном состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, их правах, гарантиях и компенсационных мерах за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда, льготное пенсионное обеспечение).
1.6. При проведении проверок в соответствии с планом работы Уполномоченного (Примерный план работы в Приложении N 2*) рекомендуется охватывать основные разделы административно-общественного контроля, которые смогут включать проверки по картам контрольных вопросов (чек-листам) за:
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- наличием в структурном подразделении (организации) инструкций по охране труда и правильностью документирования инструктажей на рабочем месте;
- соблюдением сроков прохождения работниками обучения и проверки знаний требований охраны труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте;
- своевременным прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
- своевременным обеспечением работников смывающими и обезвреживающими средствами по установленным нормам;
- обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда по установленным нормам молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере, а на работах с особо вредными условиями труда лечебно-профилактическим питанием;
- своевременным приобретением и выдачей работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке;
- соблюдением прав работников при проведении специальной оценки условий труда;
- соблюдением режима труда и отдыха работников;
- исправностью и работоспособностью средств коллективной защиты, систем приточно-вытяжной вентиляции и фильтрации воздуха;
- организацией санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников;
- и другие.
Примечание: В Рекомендациях, в целях установления соответствия государственным нормативным требованиям по охране туда созданных работодателем на рабочих местах условий труда приводятся примеры организации проверок в структурном подразделении (организации) с применением карт (чек-листов). В приложениях к Методическим рекомендациям представлены карты (чек-листы) с примерным содержанием контрольных вопросов по отдельным темам проверок.
Важно. Перечень контрольных вопросов (чек-лист) рекомендуется формировать с учетом действующих нормативных требований по охране труда. Количество и темы вопросов могут быть изменены Уполномоченным самостоятельно или во взаимодействии со службой (специалистом) по охране труда и по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда). При разработке Чек-листов должны быть отражены вопросы, на которые смогут ответить как сам Уполномоченный (проверяющий), так и руководитель структурного подразделения (иное должностное лицо) или работник этого структурного подразделения, или носить возможность документального подтверждения соответствия установленным в законодательстве требованиям.
1.7. Уполномоченный в ходе подготовительного этапа проведения в структурном подразделении (организации) специальной оценки условий труда участвует в опросе работников о наличии предложений об идентификации на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов. Примерная форма опросного листа в Приложении N 3*.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.