Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.034-2013



ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления



ОКС 93.080

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (ЗАО "НИПИ ТРТИ").

Коллектив авторов: канд.техн. наук В.П.Радов, канд. техн. наук В.И.Викулин, инж. А.С.Бадалов, инж. О.В.Богданов.

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 15.08.2013 N 1177-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) устанавливает рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

1.2 Методический документ предназначен для использования при содержании автомобильных дорог общего пользования и может быть рекомендован к применению при содержании дорог необщего пользования, в том числе эксплуатируемых на платной основе.

1.3 Применение методического документа позволит повысить уровень механизации и использования новых (инновационных) технологий, оптимизировать парк машин, увеличить производительность труда, повысить качество и эффективность содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использована нормативная ссылка на следующий документ:

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

3.2 группа элементов автомобильной дороги: Совокупность элементов автомобильной дороги, сгруппированных с учетом их функционального назначения и конструктивных особенностей.

3.3 дефекты содержания автомобильной дороги: Дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге, возникающие под воздействием движения автомобилей, хозяйственной деятельности человека, природно-климатических факторов, при выполнении работ (оказания услуг) по содержанию дорог, которые могут и должны устраняться методами и технологиями содержания дорог.

3.4 искусственные дорожные сооружения: Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

3.5 мойка автомобильной дороги: Работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая совокупность технологических процессов (операций) по удалению дефекта (смета) путем его смыва с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги под воздействием струи воды (моющих средств).

3.6 операционный контроль: Контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции.

3.7 очистка автомобильной дороги: Работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая совокупность технологических процессов (операций) по механическому удалению дефекта (пыли, грязи, с увлажнением или без такового) или его нейтрализации с использованием химических реагентов (с преодолением определенных сил сцепления) с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожных сооружений, входящих в ее состав.

3.8 посторонние предметы на проезжей части: Предметы на проезжей части, которые не отнесены к смету: щебень, крупногабаритные предметы и крупный мусор.

3.9 смет на проезжей части: Тонкодисперсные частицы (пыль, сажа), растворная часть разрушающегося бетона, частицы разрушенного и отслоившегося герметика из температурных швов, отдельные куски отслоившегося и отколовшегося на кромках швов и трещинах асфальто- и цементобетона, метизы и стальной ворс от щеток подметально-уборочных машин, грязь, мелкий мусор, листья от деревьев.

3.10 снегоочистка: Комплекс технологических операций по удалению снега с поверхности конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе.

3.11 содержание автомобильной дороги: Комплекс работ (услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

3.12 содержание автомобильной дороги зимнее: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного движения транспортных средств на автомобильной дороге в зимнее время, включающий защиту автомобильной дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение образования и ликвидацию зимней скользкости и наледей.

3.13 содержание элементов обустройства дорог: Комплекс технологических операций по уходу за элементами обустройства автомобильной дороги в целях сохранения их в исправном состоянии и чистоте; включает очистку, промывку, содержание в сохранности, устранение мелких неисправностей дорожных знаков, ограждений, указателей и других элементов обустройства.

3.14 технологическая карта: Текстовый и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения отдельного вида работ (услуг) на конкретном объекте с учетом его особенностей и разработан для конкретного производителя работ (услуг).

3.15 технологическая операция: Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.

3.16 технологический процесс содержания: Совокупность взаимосвязанных в пространстве и времени целенаправленных действий по изменению эксплуатационного состояния конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, реализуемых в ходе выполнения работ (оказания услуг) по их содержанию.

3.17 уборка автомобильной дороги: Работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, включающая совокупность технологических процессов (операций), не связанных с преодолением сил сцепления, по перемещению с их поверхности дефекта (смета и посторонних предметов) с возможной последующей его транспортировкой за пределы полосы отвода автомобильной дороги.

3.18 шуга (ледяная каша): Рыхлые скопления твердой фазы агрегатного состояния вещества снежно-ледяных отложений (с включениями противогололедных материалов или без них) в его жидкой фазе (воде) в виде кашеобразной массы.

3.19 элемент автомобильной дороги: Отдельно выделенная конструктивная часть в составе автомобильной дороги, предназначенная для выполнения определенной функции.

3.20 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, применяемые для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие сооружения, необходимые для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса.

     4 Методологические основы определения технологических операций при очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления

     4.1 Общие требования и рекомендации по определению технологии работ (услуг) и технологических операций

4.1.1 Определение технологии выполнения работ (оказания услуг) и состава технологических операций по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления должно осуществляться с учетом:

- функционального назначения и взаимосвязи конструктивных элементов, условий их использования;

- объемно-планировочной конфигурации, геометрических параметров, типа и структуры материала поверхности конструктивных элементов и ее пространственной ориентации (вертикальной, горизонтальной или наклонной), условий сопряжения конструктивных элементов;

- требований, предъявляемых к уровню эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, в том числе устанавливаемых в соответствии с требованиями технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, а также с учетом требований к эксплуатационному состоянию и содержанию конструктивных элементов и их поверхности [1], закрепленных в проектах содержания и/или контрактах на выполнение работ (услуг) по содержанию;

- экологических требований к содержанию конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления, которые устанавливаются с учетом требований нормативных документов [2, 3, 4, 5];

- дефектов эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, обусловливающих необходимость выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке, мойке;

- факторов, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов;

- требований к механизации, безопасности и эффективности производства работ;

- технических особенностей машин и технологического оборудования, предназначенных для проведения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления, которые учитывают при определении технических ресурсов для выполнения технологических процессов [6].

4.1.2 Функциональное назначение, условия использования проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления обусловливают требования к их транспортно-эксплуатационному состоянию, в том числе к эксплуатационному состоянию поверхности, меняющемуся под воздействием транспортных средств, окружающей среды и деятельности человека.

Функциональное назначение и особенности использования конструктивных элементов следует учитывать при определении границ зоны производства работ (оказания услуг) и сроков их выполнения.

4.1.3 Объемно-планировочная конфигурация, геометрические параметры, тип и структура материала поверхности этих элементов и ее пространственная ориентация, условия сопряжения конструктивных элементов предопределяют требования к конфигурации, техническим параметрам, условиям воздействия на поверхность конструктивного элемента рабочих органов технологического оборудования и технологическим материалам, используемым при очистке, уборке и мойке.

К особенностям объемно-планировочной конфигурации и параметрам основных элементов автомобильных дорог, условий их сопряжения в границах продольного и поперечного профилей, оказывающих влияние на выбор технологии работ (услуг), следует отнести:

- геометрические характеристики основных элементов плана и продольного профиля трассы дороги, элементов поперечного профиля земляного полотна в границах полосы отвода;

- тип, структуру поверхности и условия сопряжения конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

4.1.4 Требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию и уровню содержания конструктивных элементов и их поверхности, позволяют вскрыть дефекты эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, установить необходимость и нормативные сроки выполнения работ (оказания услуг) по их очистке, уборке и мойке.

4.1.5 Экологические требования к содержанию конструктивных элементов предопределяют необходимость, периодичность и экологическую безопасность технологии работ (услуг) и технологических операций по их очистке, уборке и мойке.

4.1.6 К факторам, оказывающим влияние на сроки и границы производства работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов относят метеорологические факторы, эксплуатационные требования; интенсивность и состав дорожного движения; необходимость и возможные условия ограничения движения транспортных средств при производстве работ (оказании услуг); требуемые условия обеспечения техники безопасности при проведении работ (оказании услуг), устанавливаемые в соответствии с рекомендациями [7] и закрепляемые в проектах содержания.

4.1.7 Данные о дефектах эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, факторах, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ (оказания услуг), совместно с данными, отражающими технические и функциональные особенности конструктивного элемента, а также требования к механизации, безопасности и эффективности производства работ, являются основой при определении технологии, состава технологических операций, технических особенностей машин, технологического оборудования, требуемых ресурсов.

4.1.8 Блок-схема алгоритма по определению технологии, состава технологических операций по устранению дефектов содержания, требующих выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления, приведена на рисунке 1.

     Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма по определению технологии, технологических операций по устранению дефектов содержания, требующих выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления

4.1.9 Алгоритм определения технологии и состава технологических операций по устранению дефектов содержания, требующих выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов, включает:

- визуальный осмотр (оценку) конструктивного элемента на предмет определения соответствия его транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям;

- фиксацию несоответствий транспортно-эксплуатационных показателей конструктивного элемента нормативным требованиям, а также дефектов содержания, обусловливающих необходимость выполнения работ (оказания услуг) по их очистке, уборке и мойке;

- определение требований и ограничений по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия и способы производства работ (оказания услуг);

- определение способа воздействия на дефекты конструктивных элементов;

- выбор способов выполнения работ (оказания услуг) (технологических процессов) с учетом требований к уровню механизации;

- установление типа технологических процессов по устранению дефектов содержания конструктивных элементов;

- определение требуемых технических характеристик машин и оборудования, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по устранению дефектов содержания конструктивных элементов;

- определение требуемых ресурсов для устранения дефекта содержания конструктивного элемента;

- определение степени завершенности технологического процесса по устранению дефектов в границах данного элемента или необходимости его трансформации, перемещения и ликвидации в границах смежных с ним конструктивных элементов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs