ОДН 218.5.016-2002
ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
1. СОГЛАСОВАНЫ Министерством природных ресурсов Российской Федерации (письмо от 22.10.2002 N 33-39/3096).
2. УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации И.Н.Слюняевым.
3. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации oт 25.12.02 N ИС-1147-р.
4. РАЗРАБОТАНЫ МАДИ (ТУ) на основе и в соответствии с действующими нормативными документами с учетом задач, стоящих перед дорожной службой по организации и проведению работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Настоящие показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги разработаны впервые.
Документ разработан на основе анализа материалов исследований о влиянии автомобильных дорог и автомобильного транспорта на природную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и за рубежом, утвержденных в Российской Федерации методов и норм проектирования, строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состояния окружающей среды, условий жизни населения, а также используемых при этом показателей и оценочных измерителей.
Настоящие "Показатели и нормы..." предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами, дорожными проектными, строительными и эксплуатационными организациями при оценке экологического состояния автомобильных дорог в процессах их проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта. Они могут быть использованы также природоохранными органами, другими организациями, занимающимися вопросами оценки и снижения негативного воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду.
"Показатели и нормы" разработали специалисты МАДИ (ГТУ) - д.т.н., проф. М.В.Немчинов (руководитель работы), д.т.н., проф. Ю.В.Трофименко, к.т.н. В.А.Осиновская, к.т.н. В.В.Рудакова, к.т.н. Д.М.Немчинов, инж. С.А.Перфильев; СоюздорНИИ - д.т.н., проф. И.Е.Евгеньев; Брянской государственной инженерно-технологической академии - к.т.н., проф. В.И.Микрин, д.т.н., проф. А.Л.Осиновский, к.м.н. Б.И.Наумкин, инж. Д.И.Гайлитис, инж. А.А.Цублова; НИИАТ - к.т.н., ст.н.с. В.А.Петрухин.
В подготовке нормативного документа принимали участие к.т.н., проф. М.С.Коганзон (МАДИ), к.т.н., проф. В.В.Силкин (МАДИ), сотрудники ЗАО "Стройтэкс" и ООО "Специнтерком" при МАДИ (ГТУ).
1.1. Настоящий документ определяет требования по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации и направлен на минимизацию и ликвидацию вредных воздействий на окружающую природную среду инженерных сооружений автомобильных дорог и автомобильного транспорта, в части, обусловленной влиянием характеристик дорог на движение автомобилей.
1.2. Реализация требований позволяет целенаправленно совершенствовать транспортно-эксплуатационные характеристики дорог с целью уменьшения, в некоторых случаях - ликвидации, вредных воздействий инженерных сооружений дорог и автомобильного транспорта на окружающую природную среду, повышения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей.
1.3. "Показатели..." разработаны на основе требований закона об охране окружающей природной среды в Российской Федерации с учетом требований обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей, сокращения потребления природных ресурсов при строительстве и эксплуатации дорог.
1.4. Показатели экологической безопасности автомобильных дорог и их нормативные значения установлены с учетом возможностей их реализации дорожными организациями при проектировании, строительстве, эксплуатации, содержании и ремонте дорог.
1.5. Настоящие показатели и нормы распространяются на участки автомобильных дорог общего пользования, придорожные территории, а также объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных территориях.
2.1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земля, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2.2. В соответствии с законом РФ "Об охране окружающей среды" (N 7-ФЗ, 10 января 2002 года) в настоящих нормах под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
2.3. Автомобильные дороги отнесены к объектам экологической опасности. В зависимости от уровня экологической опасности они разделены на три класса:
Первый класс - крупные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, - федеральные и областные магистральные и скоростные дороги I и II категорий с числом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них, отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами и федеральными документами строительство дорожных объектов первого класса отнесено к экологически опасным видам деятельности.
Второй класс - объекты, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Дороги II и III категорий с расчетной (перспективной) интенсивностью движения более 2000 ед. в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочих дорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложных условиях индивидуального проектирования.
Третий класс - объекты, оказывающие незначительное, локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения менее 2000 ед. в сутки и транспортные сооружения на них. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторного применения. Ремонтные работы.
2.4. Под экологической безопасностью автомобильной дороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способность обеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной среды прилегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями и конструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильного транспорта.
2.5. Экологически безопасное состояние автомобильной дороги характеризуется:
- техническим состоянием дороги и дорожных сооружений;
- уровнем загрязнения природной среды придорожной полосы;
- влиянием технического состояния автомобильной дороги на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом.
2.6. Показатели экологически безопасного состояния автомобильной дороги делятся на две группы: экологические и экологически значимые.
2.7. Экологические показатели - показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия на биосферу (человека, растительность, животный мир) и отражающие совместное влияние на природу автомобильного транспорта и инженерных сооружений автомобильной дороги.
2.8. Экологически значимые показатели - показатели, характеризующие техническое состояние элементов (конструкций) автомобильной дороги или работ по ее содержанию или ремонту, отражающие влияние и воздействие на природную среду собственно автомобильной дороги и воздействие последней на экологические показатели автомобильного транспорта.
2.9. Экологически безопасным считается такое состояние автомобильной дороги, при котором:
- нарушение и загрязнение природной среды придорожной территории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями и конструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными при существующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства;
- созданы условия, обеспечивающие минимально возможное (при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороны автомобильного транспорта, находящегося на автомобильной дороге.
2.10. Под придорожной территорией понимается: для федеральных автомобильных дорог - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода дороги участки земли шириной: на загородных участках дорог от 50 до 100-150 м, считая от границы полосы отвода, в границах поселений - до границы существующей застройки, но не более 50 м (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420); для территориальных дорог - придорожные полосы, ширина которых считается от границы полосы отвода и определена постановлением местных органов власти.
2.11. Уровень экологической безопасности автомобильной дороги оценивается путем сопоставления фактических и нормативных значений экологических и экологически значимых показателей, выражаемых в количественной или качественной форме.
Воздействие технологического процесса строительства, содержания и ремонта автомобильной дороги на природную среду может быть оценено по методике ВСН 8-89 (Приложение 10).
Источниками воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду являются:
1. Автомобильный транспорт, находящийся на дороге.
2. Инженерные сооружения дорог: земляное полотно, мостовые переходы и путепроводы, водоотводные и малые водопропускные сооружения.
3. Отдельные конструкции дорожных сооружений: дорожная одежда, обочины земляного полотна.
4. Объекты дорожной инфраструктуры: площадки отдыха, автозаправочные станции, пункты питания, остановки общественного транспорта.
Основные направления, формы и характеристики воздействия автомобильной дороги на окружающую природу представлены в таблице.
Элемент природы, на который оказывается воздействие | Воздействующий фактор | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА | ||
ВОЗДУХ | Автомобили, находящиеся на дороге | Загрязнение воздуха в результате выброса отработавших газов (ОГ) двигателей, поступающих в воздух продуктов износа деталей автомобилей и автомобильных шин. |
Земляное полотно | Изменение температурного, влажностного, ветрового режима около высоких насыпей | |
Дорожная одежда | Влияние на количество и состав отработавших газов автомобилей, количество продуктов износа деталей автомобилей и автомобильных шин. | |
Дорожная инфраструктура | Загрязнение воздуха выбросами на АЗС, выбросами отработавших газов в местах остановок и стоянок автомобилей (станциях технической помощи, пунктах питания) | |
Пересечения дорог | Загрязнение воздуха дополнительными выбросами ОГ, обусловленными организацией движения транспорта (из-за снижения скорости,остановок) | |
ЗЕМЛЯ | ||
Ландшафт местности | Все инженерные сооружения | Изъятие территории под инженерные сооружения, карьеры, кавальеры, стройплощадки, подъездные пути. |
Геологические условия | Земляное полотно, сооружения мостовых переходов и путепроводов | Деформации в подстилающих грунтах, эрозионные процессы земполотна и на прилегающих территориях |
Дорожная одежда | Передача вибрации от проходящих автомобилей на прилегающие территории | |
Гидрологические условия | Земляное полотно | Препятствие стоку поверхностных вод, нарушение режима стока подземных вод, осушение или переувлажнение придорожных территорий, вплоть до заболачивания |
Водопропускные и водоотводные сооружения | Эрозия русел водотоков, отводящих русел и процессы образования оврагов. | |
Почва | Земляное полотно | Загрязнение почвы продуктами эрозии земполотна |
Дорожная одежда | Загрязнение продуктами износа дорожного покрытия, материалами, используемыми при зимнем содержании дорог | |
Сооружения инфраструктуры | Загрязнение мусором, бытовыми отходами, нефтепродуктами | |
ВОДА | Земляное полотно | Загрязнение воды рек и озер продуктами эрозии земляного полотна |
Дорожная одежда | Загрязнение воды продуктами износа дорожного покрытия, автомобильных шин, выбросами ОГ автомобилей | |
Водопропускные и водоотводные сооружения | Изменение режима течения воды в водотоках (скорость течения, наносы, размывы, мутность воды) | |
Сооружения инфраструктуры | Загрязнение поверхностной воды грязью, мусором, нефтепродуктами, бытовыми отходами | |
БИОСФЕРА | ||
Растительность | Земляное полотно | Изменение условий жизни в результате изменения режима увлажнения почвы, осушения или подтопления территории |
Дорожная одежда | Изменение плодородия почв и появление вредных химических веществ в составе ОГ автомобилей. | |
Водоотводные и водопропускные сооружения | Изменение условий жизни в результате подтопления из-за задержек воды при пропуске паводковых вод | |
Сооружения инфраструктуры | Вытаптывание и повреждение растительности водителями и пассажирами, работниками объектов инфраструктуры, изменение условий жизни растений из-за переуплотнения почвы и нарушения условий стока поверхностных вод | |
Придорожная полоса | Распространение вредителей и болезней при скоплении старых, больных и погибших растений (деревьев, кустарника, травы) на прилегающей территории | |
Животный мир | Земляное полотно | Ограничение жизненного ареала в результате фрагментации территории. |
Дорожная одежда | Усиление транспортного шума. | |
Водопропускные сооружения | Изменение условий обитания рыб и других водных живых существ в реках и водоемах в результате изменения водного режима и свойств воды | |
Человек | Все сооружения | Гибель и ранения в дорожно-транспортных происшествиях, ухудшение условий работы и отдыха из-за загрязнения воздуха пылью, ОГ автомобилей, транспортного шума и вибрации |
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ | ||
ВОЗДУХ | Все сооружения | Дополнительное загрязнение воздуха выбросами ОГ дорожных машин, дополнительное акустическое загрязнение шумом дорожных машин |
ЗЕМЛЯ | ||
Почвы и грунты | Земляное полотно | Загрязнение придорожной территории материалами для ремонта и содержания дорог. |
Дорожная одежда | Засоление земель при ненормативном использовании противогололедных химических материалов | |
Придорожная полоса | Загрязнение мусором и техногенными предметами | |
Рельеф местности | Объекты инфраструктуры | Отсутствие или неполная рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонтных работ и работ по содержанию дороги |
ВОДА | Дорожная одежда | Загрязнение поверхностных и грунтовых вод в результате ненормативного использования противогололедных химических материалов |
БИОСФЕРА | ||
Растительность | Придорожная полоса | Нарушение сроков и технологии рубок ухода, скашивания травы |
Животный мир | Ухудшение условий обитания из-за шума дорожных машин |