МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2017 года N 07-7453

О направлении методических рекомендаций

Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации, разработанные в рамках исполнения протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27 сентября 2016 г. N 13 (далее - протокол заседания):

рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются такие лица (пункт 2 раздела I протокола заседания);

методические рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (пункт 1 раздела II протокола заседания).

Ответственный секретарь

Правительственной комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав,

директор Департамента государственной

политики в сфере защиты прав детей

Е.А.Сильянов

Приложение 1

Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица

I. Общие положения

В целях реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) принимаются меры, направленные на совершенствование деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с детьми, реализации механизмов межведомственного взаимодействия.

Образовательные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) являются частью системы профилактики, наряду с органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными органами.

Основными задачами деятельности образовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 120-ФЗ определены следующие основные направления работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в рамках осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;

выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Реализуя указанные функции, образовательные организации достигают в том числе цели правового просвещения и правового информирования, которые в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" являются формами профилактического воздействия.

Образовательные организации (школы, техникумы, колледжи и иные) взаимодействуют с детьми ежедневно, в то время как другие субъекты системы профилактики, как правило, контактируют с ними эпизодически (а порой и однократно). В настоящее время именно в образовательном пространстве формируется и отрабатывается социальный опыт ребенка. Для того чтобы работа с детьми в образовательной организации была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему.

Вместе с тем, в различных субъектах Российской Федерации сложились разные подходы к организации в образовательных организациях работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, что делает актуальным изучение такого опыта и трансляцию передовых практик в данном направлении.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27 сентября 2016 г. N 13 Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ региональных практик организации работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, который позволил выделить наиболее эффективные формы данной работы.

При проведении соответствующего мониторинга учитывался опыт различных субъектов Российской Федерации из всех федеральных округов: Северо-Кавказского (Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край), Северо-Западный (Республика Коми, Псковская область), Южного (Республика Крым, Краснодарский край, Ростовская область), Приволжского (Республика Татарстан, Пермский край, Пензенская область), Сибирского (Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области), Дальневосточного (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край) Центрального (Белгородская, Тульская области), Уральского (Свердловская, Тюменская области).

II. Локальные нормативные акты образовательных организаций, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Согласно информации, представленной представителями органов, входящих в составы региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, важным для организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, является разработка и принятие локальных нормативных актов.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

Часть 1 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Требования, устанавливаемые локальными нормативными актами, являются обязательными для выполнения обучающимися образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ.

За неисполнение за неисполнение или нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность,

Положения локальных нормативных актов носят обязательный характер, не только для обучающихся, но и для родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 2 части 4 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ), педагогических и иных работников образовательной организации (пункт 2 части 1 статьи 48 и часть 3 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ).

Необходимо учитывать, что принятие локальных нормативных актов по отдельным вопросам в силу положений Федерального закона N 273-ФЗ является обязательным. К таким вопросам, например, относятся следующие:

определение порядка обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе, ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 части 3 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ);

определение порядка пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (пункт 21 части 3 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ);

определение порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ);

определение порядка и условий восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (часть 2 статьи 62 Федерального закона N 273-ФЗ).

Также организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе принимать локальные нормативные акты, устанавливающие требования к одежде обучающихся, в том числе, требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 273-ФЗ).

Способствовать совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, также может принятие локальных нормативных актов, определяющих:

порядок осуществления учета и профилактической работы с несовершеннолетними, требующими индивидуального педагогического подхода и (или) находящимися в социально опасном положении;

порядок создания и правовой статус структурных подразделений, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в образовательной организации;

порядок создания и правовой статус службы медиации (примирения) образовательной организации;

порядок создания и правовой статус советов обучающихся, советов родителей (или иных органов) образовательной организации;

порядок взаимодействия образовательной организации с органами и иными учреждениями системы профилактики по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.

III. Эффективные формы работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики

Анализ регионального опыта позволил рекомендовать к применению следующие эффективные формы работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.

Организация работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Содержание указанной программы отражено в примерной основной образовательной программе (http://fgosreestr.ru).

В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения.

Например, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как "круги примирения" (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). Эффективность "кругов примирения" заключается в организации активной работы в группе, проведении "мозгового штурма" по выработке решения, удовлетворяющего всех участников дискуссии. Также в данной образовательной организации успешно используются игровые тренинги как форма работы в классах, где основная проблема - агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом).

В г.Алапаевске Свердловской области в муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 4" используется такая форма внеурочной занятости, как работа дискуссионного клуба. В школе длительное время функционирует дискуссионный клуб "Подросток", деятельность которого направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся. Кроме постоянных членов клуба, на заседания приглашаются подростки и педагоги других школ, представители общественности города. На обсуждение в дискуссионном клубе выносятся самые злободневные вопросы, например, такие темы: "Осторожно, злые дети! Жестокость подростков", "Курительные смеси. Это опасно!", "Решение конфликтных ситуаций в школе", "Жестокое обращение в семье", "Энергетические напитки - польза или вред?", "Компьютерная зависимость", "Пивная зависимость" и другие.

Организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся.

В рамках реализации этого направления деятельности наряду с изучением предметных областей "история", "обществознание", "основы безопасности жизнедеятельности" могут использоваться такие формы как разработка и реализация долгосрочных внутришкольных программ, формирование специализированных органов самоуправления обучающихся, чтение элективных курсов.

Например, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г.Абакана Республики Хакасия успешно реализуется программа "Школа - правовое пространство", позволяющая приобрести подросткам необходимый для последующей социальной адаптации опыт улаживания конфликтов с помощью правовых механизмов.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" разработаны и проводятся элективные курсы "Имею право", "Подросток и закон".

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г.Перми процесс правового просвещения организуется в ходе заседаний органа студенческого самоуправления "Правовой сектор", которые проходят в формате обсуждений актуальных социальных проблем молодежи, совместном поиске их решений. При поддержке администрации данной организации студенты организуют диспуты и конкурсы социально-правовой направленности для обучающихся техникума.

Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в социально значимую, в том числе волонтерскую деятельность.

В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться:

формирование в образовательной организации волонтерских отрядов или движений либо привлечение обучающихся к участию в акциях, организуемых волонтерскими отрядами или движениями;

организация образовательной организацией социально значимых мероприятий либо привлечение обучающихся к участию в социально значимых мероприятиях (субботниках, концертах и др.).

Примером эффективной работы по данному направлению является деятельность волонтерского отряда "Помогать легко", который создан в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Тюменской области "Западно-Сибирский государственный колледж". Одним из направлений деятельности данного отряда является сопровождение обучающихся "группы риска" (применение модели "равный-равному"). В волонтерское движение вовлечены обучающиеся старшего возраста, молодые преподаватели и сотрудники колледжа, являющиеся лидерами, пользующиеся уважением во взрослом и студенческом коллективах. Суть деятельности волонтерского отряда - вовлечение обучающихся "группы риска" в социально значимую добровольческую деятельность. Одновременно с добровольческой деятельностью лидеры-волонтеры проводят с обучающимися "группы риска" дискуссии, дебаты, тренинги.

Привлечение несовершеннолетних обучающихся к работе молодежных объединений.

Такой вид деятельности позволяет подростку позитивно реализовать свой потенциал, предоставляет возможность проявить себя в социальной практике и получить заслуженное признание.

Например, в 2016 году в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г.Перми появилось молодежное объединение "КВЕСТ", его девиз: "Ключ к успеху - в единстве". Одним из основных направлений деятельности объединения стала социальная поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, совершивших правонарушения. Участники молодежного объединения "КВЕСТ" являются организаторами различных благотворительных акций, например: "Территория семьи", "Добрая сладость - детям радость", предновогодней акции "Стать волшебником легко!", акции по сбору вещей "Вторая жизнь".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»