ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами
РД-07-03-2006
Введена в действие
с 20 апреля 2006 года
1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов* в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным приказом Госатомнадзора России от 31 июля 2003 года N 86 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2003 N 5024), на базе положений Основных правил учета и контроля ядерных материалов (далее - Основные правила).
_______________
* Далее целевая инспекция системы учета и контроля ядерных материалов именуется - целевая инспекция.
2. Типовая программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по этим направлениям работниками центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - Служба).
3. Применяемые в типовой программе сокращения и их расшифровка приведены в приложении N 1.
4. Типовая программа является основой для составления работниками Службы рабочих программ целевых инспекций в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (далее - организации).
5. Методические указания о порядке составления, подписания и утверждения рабочих программ целевых инспекций системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, изложены в приложении N 2.
6. В Типовой программе используются термины и их определения, установленные в Основных правилах.
7. Нормативная и организационно-распорядительная документация по всем инспектируемым направлениям проверяется на предмет ее наличия, а организационно-распорядительные документы организации, кроме того, - на предмет их надлежащего оформления (подписания, согласования, утверждения) и соответствия изложенных в них требований положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области использования атомной энергии.
8. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции:
8.1. Нормативная и организационно-распорядительная документация по вопросам учета и контроля ядерных материалов в организации в целом.
8.2. Организация зон баланса материалов.
8.3. Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов.
8.4. Меры контроля доступа к ядерным материалам.
8.5. Измерения ядерных материалов.
8.6. Процедуры передачи ядерных материалов.
8.7. Физическая инвентаризация и результаты предыдущих физических инвентаризаций.
8.8. Учетные, отчетные документы и предварительные уведомления.
8.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
8.10. Организация и осуществление контроля ядерных материалов в организации.
8.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы и в актах проверок, проведенных в рамках ведомственного контроля за государственным учетом и контролем ядерных материалов.
8.12. Наличие ядерных материалов, в том числе с применением технических средств.
9. При планировании объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в п.8 Типовой программы направлениям, так и по отдельно взятым направлениям.
Объем конкретной целевой инспекции определяет должностное лицо, принявшее решение о ее проведении.
10. При подготовке целевой инспекции допускается организовывать проверку как во всех, так и в нескольких ЗБМ.
При проведении целевой инспекции с проверкой всех или нескольких ЗБМ в них допускается проверка как одинаковых, так и различных направлений, а также одинаковых или различных вопросов по каждому проверяемому направлению.
Конкретные вопросы, проверяемые в инспектируемых ЗБМ, указываются в плане проведения инспекции. Методические указания о порядке составления планов целевых инспекций системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, изложены в приложении N 3.
11. При проведении целевой инспекции инспекторский состав должен руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контроля ядерных материалов, надзор за выполнением положений которых правомочна осуществлять Служба и обязательными для инспектируемой организации руководящими документами Службы.
12. В части, относящейся к направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации в целом ", проверке подлежат*:
_______________
* При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.
12.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии*.
_______________
* Под лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.
12.2. Договоры на передачу в пользование ядерных материалов, заключенные между эксплуатирующей организацией и Федеральным агентством по атомной энергии*.
_______________
* Под договорами на передачу в пользование ядерных материалов, заключенными с Федеральным агентством по атомной энергии, следует иметь в виду также договора, ранее заключенные с Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
12.3. Положение (инструкция) об учете и контроле ЯМ в организации.
12.4. Инструкции по учету и контролю ЯМ для каждой ЗБМ.
12.5. Информационный документ о количестве и границах ЗБМ.
12.6. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль ядерных материалов в организации, и лиц, материально ответственных за ядерные материалы в каждой ЗБМ.
12.7. Договоры о материальной ответственности с лицами, ответственными за ядерные материалы в каждой ЗБМ.
12.8. Разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального агентства по атомной энергии на изменение частоты физической инвентаризации в ЗБМ (при наличии).
12.9. Акт о проведении первичной физической инвентаризации.
12.10. Документ, устанавливающий максимально допустимые величины потерь ядерных материалов.
12.11. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
13. В части, относящейся к направлению "Организация зон баланса материалов", проверке подлежат:
13.1. Соответствие количества и границ ЗБМ требованиям обеспечения учета и контроля ядерных материалов в каждой ЗБМ. Соответствие реальных границ ЗБМ определенным в документации организации.
13.2. Наличие документов по установлению категорий находящихся в ЗБМ ядерных материалов и соответствие этих документов предусмотренным требованиям.
13.3. Соблюдение установленной периодичности проведения физической инвентаризации в каждой ЗБМ.
13.4. Инструкция по учету и контролю ЯМ для каждой ЗБМ.
13.5. Документация по организации КТИ в ЗБМ и соответствие реальных КТИ определенным в документации организации.
13.6. Документ, устанавливающий величину допустимой инвентаризационной разницы в ЗБМ.
13.7. Установление и выполнение процедур оценки потерь ядерных материалов в ЗБМ.
13.8. Возможности приостановки любых перемещений ядерных материалов в ЗБМ на период проведения физической инвентаризации в соответствии с Основными правилами.
13.9. Наличие в ЗБМ лица, материально ответственного за ядерные материалы.
13.10. Своевременность внесения изменений в организацию ЗБМ и КТИ, связанных с изменением технологических процессов.
14. В части, относящейся к направлению "Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов", проверке подлежат:
14.1. Наличие у организации ядерных материалов, входящих в перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю.
14.2. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет ядерных материалов и снятия их с государственного учета.
15. В части, относящейся к направлению "Меры контроля доступа к ядерным материалам", проверке подлежат:
15.1. Программа применения и обращения с УИВ.
15.2. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил, национальным и отраслевым стандартам, стандартам организации.
15.3. Документ, определяющий порядок расчета объема случайной выборки проверяемых УИВ.
15.4. Документация (форма, порядок ведения, выполнение порядка) по регистрации результатов проверок работоспособности и состояния УИВ.
15.5. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ.
15.6. Проект на установку соответствующих систем наблюдения, относящихся к системе учета и контроля ядерных материалов.
15.7. Правильность отнесения к СКД в системе учета и контроля ядерных материалов различных технических средств (при обосновании снижения объема выборки подтверждающих измерений во время физической инвентаризации).
15.8. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.).
15.9. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.
16. В части, относящейся к направлению "Измерения ядерных материалов", проверке подлежат:
16.1. Программа контроля качества измерений ЯМ.
16.2. Программы измерений ЯМ для каждой ЗБМ.