6.3.1 Инженерно-геологические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330, СП 249.1325800 и СП 446.1325800 для построения продольного профиля трассы скважины ГНБ, выбора бурового оборудования и состава бурового раствора, способа утилизации буровых отходов, определения проницаемости грунтов по длине перехода и возможности просачивания бурового раствора при бурении скважины.
Отчет по инженерно-геологическим изысканиям по профилю перехода и строительным площадкам должен содержать:
- разрезы и буровые колонки с грунтовыми прослойками и напластованиями, мощности слоев и их наклоны;
- положение, количественную и качественную оценки элементов и зон со сложными геологическими условиями по 5.6;
- физико-механические характеристики свойств грунтов по 6.3.10;
- данные об уровнях и режимах подземных вод (с учетом сезонных колебаний);
- данные о содержании опасных для окружающей среды элементов, снижающих класс опасности буровых отходов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.3.2 При пересечении железнодорожных линий и автомобильных дорог минимальные объемы буровых работ [7] при геологических изысканиях должны составлять не менее двух буровых скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного полотна или полотна автомобильной дороги, глубиной не менее чем на 5,0 м ниже дна защитного футляра.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.3.3 Для переходов через водные преграды, на стадии подготовки задания на инженерно-геологические изыскания, глубина разведочных скважин назначается не менее 5 м ниже предварительного профиля положения дна трубопровода, исходя из заглубления его верха по 10.5, но не менее 6 м от дна водоема.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
6.3.4 Для переходов через водные преграды шириной более 250 м могут быть рекомендованы двухэтапные буровые работы. Вначале, на большом расстоянии друг от друга, пробуриваются вертикальные разведочные скважины первого этапа. На втором этапе - скважины с меньшим расстоянием одна от другой на наиболее ответственных участках, при этом расстояние между скважинами по закрытому переходу не должно превышать 50 м, а на участках сложного геологического строения и в условиях существующей застройки - 25 м.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.5 Вертикальные разведочные скважины следует располагать попеременно справа и слева от створа закрытого перехода на максимальном расстоянии 10 м и минимальном расстоянии 5 м от створа перехода либо условной середины коридора коммуникаций, прокладываемых по технологии ГНБ (нескольких параллельных скважин в едином створе).
(Измененная редакция, Изм. № 2).
6.3.6 В программе изысканий, в дополнение к вертикальным разведочным скважинам, допускается предусматривать бурение горизонтальных разведочных пилотных скважин методом ГНБ по трассе перехода (или отдельных сложных участков) для уточнения результатов инженерно-геологических изысканий.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
6.3.7 Данные инженерно-геологических изысканий скважины подлежат уточнению по результатам проходки пилотной скважины и должны учитываться при расширении, протягивании, калибровке.
6.3.8 Для предупреждения возможности утечки буровой жидкости при направленном бурении все скважины подлежат ликвидации, порядок проведения которой приведен в [8].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.9 Наряду с проходкой разведочных скважин по 6.3.2-6.3.7 используют результаты полевых испытаний грунтов по ГОСТ 30672, методы геофизических исследований по СП 446.1325800 и [9].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.9а При пересечении водных преград, заболоченных участков, интервалов с труднодоступным рельефом (преобладание крутых склонов, затрудняющих бурение разведочных скважин), при подтвержденном инженерно-геологическими изысканиями наличии грунтов IV и выше групп по буримости (приложение И) необходимо дополнительно производить безразрывное георадарное обследование на всем протяжении проектируемого планового положения перехода методом ГНБ.
Используемая инструментальная база при георадарном обследовании должна позволять произвести соответствующие измерения на глубину не менее чем на 3-5 м ниже максимально возможного заглубления дна трубопровода.
Георадарное обследование должно выявить либо подтвердить отсутствие относительно предполагаемого планово-высотного положения перехода методом ГНБ отдельных валунов, камней, фрагментарных неоднородных геологических напластований, пустот, карстовых полостей, иных препятствий естественного либо искусственного происхождения.