ВСН 162-69
----------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
на тампонаж разведочных и стационарных скважин, пробуренных в процессе
проведения инженерно-геологических изысканий для строительства
метрополитенов и горных тоннелей
Дата введения 1969-11-01
ВНЕСЕНЫ институтом "Метрогипротранс"
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством транспортного строительства 17 октября 1969 г.
Инструкция на тампонаж разведочных и стационарных скважин, пробуренных в процессе проведения инженерно-геологических изысканий для строительства метрополитенов и горных тоннелей, составлена Государственным ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательским институтом "Метрогипротранс" согласно приказу Минтрансстроя от 30 июля 1969 г. N 176.
Инструкция составлена с учетом специфических условий бурения разведочных и стационарных скважин и строительства метрополитенов и горных тоннелей, а также в соответствии с требованиями по охране подземных вод.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция составлена на производство работ по тампонажу скважин, пробуренных в процессе инженерно-геологических изысканий для строительства метрополитенов и горных тоннелей, и распространяется на производство работ по тампонажу скважин для строительства других специальных подземных сооружений.
2. Тампонаж скважин производится с целью:
- исключения возможности поступления воды и водонасыщенных грунтов из вышележащих горизонтов через стволы разведочных и стационарных скважин в сооружаемые подземные выработки;
- обеспечения надежной изоляции друг от друга водоносных горизонтов;
- охраны подземных вод от загрязнения.
3. Тампонаж скважины выполняется буровой бригадой по специальному заданию на ликвидацию скважины, подписанному руководителем геологической группы (руководителем инженерно-геологическими изысканиями) и начальником изыскательской (буровой) партии.
Задание составляется на основании фактического геологического разреза с учетом конструкции скважины.
В задании должны быть указаны последовательность работ по ликвидации скважины, материалы для тампонажа, способ тампонирования каждого горизонта и требования к проверке качества выполнения тампонажа.
4. Тампонаж скважин, пробуренных для проектирования и строительства метрополитенов мелкого заложения, должен производиться в присутствии начальника изыскательского (бурового) отряда и геолога, обслуживающего эти скважины, и оформляться актом по форме 1 приложения 1.
5. Тампонаж скважин, пробуренных для проектирования и строительства метрополитенов глубокого заложения и железнодорожных тоннелей, должен производиться в присутствии руководителя геологической партии (руководителя инженерно-геологическими изысканиями) и начальника изыскательской (буровой) партии и оформляться актом по форме 2 приложения 1.
Если скважина попадает в сечение выработки метрополитена глубокого заложения или находится на расстоянии менее трех метров от ее наружного контура, при тампонаже скважины должны присутствовать также начальник отдела (группы) инженерной геологии и главный инженер проекта; тампонаж такой скважины оформляется актом по форме 3 приложения 1.
6. Перед началом тампонажа проверяются наличие необходимых для тампонажа оборудования и материалов, состояние документации буровых работ, время схватывания доставленного цемента, глубина скважины и положение уровня грунтовых вод.
Если обнаружено, что скважина засорена или на дне ее находится шлам, должна быть выполнена чистка скважины.
7. Все работы по тампонажу скважины регистрируются буровым мастером и геологом в буровом и гидрогеологическом журналах.
8. Для тампонажа скважины применяются в скальных, полускальных грунтах и глинах цементно-песчаный раствор; в несвязных грунтах - песок.
А. Тампонаж разведочных скважин в пределах скальных, полускальных грунтов и глин
9. Цементно-песчаный раствор, применяемый для тампонирования скважин в пределах скальных, полускальных грунтов и глин, должен доставляться к забою скважины в тампонажной желонке.
При тампонаже на буровом станке должен работать сменный буровой мастер.
10. По мере заполнения скважины цементно-песчаным раствором должно производиться извлечение обсадных труб.
11. После полного заполнения тампонируемого участка скважины цементно-песчаным раствором и по истечении срока его схватывания должна быть произведена проверка степени затвердения цементно-песчаного раствора.
Цемент считается затвердевшим, если при сбрасывании ударной штанги с высоты 1,5 м не происходит ее погружение в раствор.
12. На контактах скальных, полускальных грунтов и глин с вышележащими несвязными грунтами должны быть забиты деревянные пробки длиной 50 см и диаметром, соответствующим внутреннему диаметру обсадных труб. Пробка спускается в обсадные трубы и забивается ударной штангой.
13. Если при тампонаже скважины будет происходить значительное поглощение цементно-песчаного раствора (в грунтах сильнотрещиноватых или закарстованных), то вместо цементно-песчаного раствора следует применять бетон, приготовляемый в соотношении по объему цемент-песок-гравий или щебень 1:2:1.
В случае, когда участок скважины не удается затампонировать бетоном, в связи с наличием карстовых полостей или крупных трещин, допускается перекрытие участка обсадной трубой с последующим заполнением ее бетоном.
Самоизливающиеся скважины тампонируются цементом, который доставляется к забою в матерчатых или плотных бумажных мешочках.
14. Для приготовления цементно-песчаного раствора, как правило, следует применять портландцемент, а при сильноагрессивной среде - сульфатостойкий портландцемент; в обоих случаях марка цемента не должна быть менее 300.
15. Физико-механические свойства применяемых цементов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 970-61.
16. Сроки схватывания портландцемента должны быть не более сроков, указанных в табл.4 СНиП I-B.2-62.
Табл.4 СНиП I-B.2-62