6.1.1 Звуковое поле высокоскоростных поездов образуется как результат суммарного воздействия нескольких ИШ: аэродинамических и шума качения.
6.1.2 Основными шумовыми характеристиками высокоскоростных поездов являются эквивалентный и максимальный уровни звука, дБА, интегрированные по высоте основных ИШ: токоприемника - (5,0±0,1) м, лобовой части и кузова поезда - (2,0±0,1) м, ходовой части поезда - (0,5±0,1) м над УГР на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути.
6.1.3 Шумовые характеристики отдельных ИШ потоков высокоскоростных поездов являются основными исходными данными для выполнения акустических расчетов по оценке шумового режима в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки, прилегающих к ВСМ.
6.1.4 Дополнительными шумовыми характеристиками высокоскоростных поездов являются эквивалентные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц, также интегрированные по высоте вышеописанных ИШ и на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути.
6.1.5 Шумовые характеристики высокоскоростных поездов могут определяться:
- расчетным путем по методике, изложенной в настоящем своде правил (6.6);
- путем натурных измерений по ГОСТ 32203, ГОСТ 20444, с учетом требований, изложенных в 6.1.6-6.1.9;
- согласно технической документации предприятия - производителя подвижного состава. Требования к технической документации представлены в 6.1.10.
6.1.6 Шумовые характеристики высокоскоростных поездов путем натурных измерений следует определять на равнинной местности на высоте (3,5±0,5) м над УГР на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) железнодорожного пути.
6.1.7 Одновременно с измерением шумовых характеристик высокоскоростных поездов следует фиксировать продолжительность каждого временного интервала измерения и длительность одиночного события (проезда поезда) мимо точки наблюдения.
6.1.8 Скорость движения высокоскоростных поездов определяют путем снятия данных в режиме реального времени с информационных табло в салоне поезда либо с помощью специального прибора-радара (измерителя скорости), имеющего погрешность в движении ±2,0 км/ч, либо путем фиксирования времени проезда отдельных поездов (j) участка железной дороги произвольной длины , задаваемой измерителем, и последующего расчета по этим данным его скорости движения .
6.1.9 При измерении шумовых характеристик высокоскоростных поездов необходимо фиксировать его конструкционные особенности (тип головного вагона, наличие локальных экранов на крыше поезда, типы межвагонного и подвагонного пространств и др.), а также длину подвижного состава. Данные параметры целесообразно определять на основе видеозаписи проезда поезда мимо точки наблюдения.
6.1.10 Техническая документация предприятия - производителя подвижного состава высокоскоростных поездов должна обязательно содержать информацию следующего содержания:
- эквивалентный и максимальный уровни звука на высоте 3,5 м от уровня головки рельса и на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути за время проезда высокоскоростного поезда мимо точки наблюдения ;
- эквивалентные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц на высоте 3,5 м от УГР и на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути за время проезда высокоскоростного поезда мимо точки наблюдения ;
- длительность измерений, с.
6.1.11 Шумовые характеристики, полученные экспериментальным путем или принятые по технической документации предприятия - производителя подвижного состава, должны быть пересчитаны в шумовые характеристики отдельных ИШ высокоскоростного поезда согласно 6.6.
6.1.12 С помощью методики расчета, представленной в настоящем своде правил, шумовые характеристики как отдельных высокоскоростных поездов, так и потоков высокоскоростных поездов могут быть рассчитаны без применения программных комплексов. Распространение шума на местности допускается проводить согласно методике ГОСТ 31295.2, которая реализована в программных комплексах и позволяет получить более точные результаты расчетов с учетом всех влияющих на распространение шума на местности факторов, в том числе рельефа и тесных условий застройки территории.
6.1.13 Расчетная методика разделяет конструкционную скорость высокоскоростных поездов на два диапазона: 250-320 км/ч, 320-400 км/ч. Данное разделение позволяет учесть различия доли аэродинамического шума в общем уровне шума, создаваемого на примагистральной территории.
6.1.14 Все расчеты следует проводить для максимальной интенсивности движения и пропускной способности железной дороги на год ввода в эксплуатацию объекта либо на перспективное положение.
6.1.15 Если длина высокоскоростного поезда составляет менее 200 м, что нехарактерно для ВСМ, в расчетах принимают длину поезда, равную 200 м, что дает погрешность не более 1 дБА.