3.1. Необходимость определения перечня нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны
Следует отметить, что за прошедшие 10 лет с момента разработки предыдущего перечня рекомендованных актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" 8 раз вносились изменения, в результате которых: изменялись и дополнялись основные понятия и задачи гражданской обороны, полномочия органов власти, права и обязанности граждан, состав сил гражданской обороны, структура органов, осуществляющих управление гражданской обороной. Вследствие этого применяемый в настоящее время перечень рекомендованных актов субъектов Российской Федерации перестал соответствовать современным требованиям.
3.2. Перечень модельных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
С целью гармонизации нормативной правовой базы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на основании норм, установленных пунктом "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", рекомендуется использовать модельные акты субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.
Разработка и внедрение модельных актов субъекта Российской Федерации могут способствовать более эффективной деятельности органов и должностных лиц субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
При разработке модельных актов акцентировано внимание на наиболее полном определении в них полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и его высшего должностного лица в обозначенной сфере правового регулирования.
Безусловно, концептуальные положения, определяющие полномочия органов и должностных лиц в рассматриваемой сфере, должны быть определены в конституциях, уставах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, рекомендуется в соответствии с нормой, установленной частью 3 статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", внести изменения в конституцию/устав субъекта Российской Федерации в части определения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны (приложение 13), а также принять законодательный акт субъекта Российской Федерации "О гражданской обороне субъекта Российской Федерации" (приложение 1).
Исходя из вышеизложенного, перечень модельных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации с учетом новых подходов к организации и ведению гражданской обороны в современных социально-экономических условиях предлагается определить в следующем виде:
1. Закон о гражданской обороне субъекта Российской Федерации.
2. Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации.
3. О планировании мероприятий по гражданской обороне в субъекте Российской Федерации.
4. О создании сил гражданской обороны и поддержании их в готовности к действиям.
5. О подготовке населения в области гражданской обороны.
6. О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.