МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Статс-секретарь-заместитель Министра
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.С.Артамонов
24 декабря 2016 года N 2-4-71-78-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны
____________________________________________________________________
Не действуют на основании
письма МЧС России от 11 февраля 2020 года N 43-718-11
____________________________________________________________________
Под общей редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России О.Л.Мануйло.
"Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны с использованием модельных актов" - М.: ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий), 2016. - 124 с.
Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны с использованием модельных актов (далее - методические рекомендации), разработанные в соответствии с п.1 Плана мероприятий по реализации в МЧС России Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне", содержат модельные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, а также описание механизмов их использования в целях совершенствования законодательной и иной нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.
Модельные документы разработаны на основе актуализированных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также с учетом предложений и замечаний территориальных органов МЧС России.
Методические рекомендации разработаны коллективом сотрудников Департамента гражданской обороны и защиты населения, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и территориальных органов МЧС России в составе: С.В.Акатьев, А.В.Лялин, Е.А.Лютова, С.Н.Азанов, А.А.Окулов.
Методические рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России в целях организации работы по совершенствованию регионального законодательства в области гражданской обороны.
В соответствии с положениями "Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года" в целях адекватного и своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, одним из основных направлений государственной политики является развитие нормативной правовой базы в области гражданской обороны, в том числе завершение создания системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" в пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О гражданской обороне" внесены изменения, согласно которым в систему правового регулирования в области гражданской обороны включены также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления.
В результате внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" норм, связанных с привлечением сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", регулирующее действие рассматриваемого Федерального закона подпадает под требования пункта "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации, который относит осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт "а" статьи 61 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Женева, 08.06.1977) определяет, что гражданская оборона призвана выполнять гуманитарные задачи, направленные на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для его выживания.
Исходя из рассмотренных конституционных положений и норм международного права, Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" осуществляет правовое регулирование, которое может быть отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В современных условиях при реализации новых подходов к организации и выполнению мероприятий по гражданской обороне остро стоит вопрос нормативного правового регулирования выполнения органами власти всех уровней организационных и специальных действий, осуществляемых в области гражданской обороны (мероприятий по гражданской обороне).
Нормативное правовое регулирование выполнения полномочий в области гражданской обороны должно обеспечить безусловное и качественное выполнение на всех уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, местном, объектовом) мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
С помощью рассматриваемых модельных актов предлагается сформировать единые подходы к организации нормативного правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации.
В юридической практике, применяющей модельное законодательство как способ совершенствования законодательств субъектов права в различных областях общественных отношений, можно выделить определение понятия "модельный закон":
Модельный закон (model law) - это законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры) тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений.
Он носит рекомендательный характер и является законодательным инструментом федеративного государства, государственного объединения или международных организаций в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующих объединений.
Признаками модельных актов являются следующие:
акты носят рекомендательный характер;
акты выполняют нормативно-консолидирующую роль в законодательстве;
существует возможность законодательными органами самостоятельно определять степень восприятия модельных законов в законотворческой деятельности;
акты разрабатываются для более строгого увязывания с соответствующим законом;
акты служат правовыми стандартами.
В более узком смысле можно выделить два уровня применения норм модельного законодательства: внутри отдельного государства и на межгосударственном уровне.
В условиях возникновения новых вызовов и угроз субъекты законодательной деятельности государства осуществляют разработку мер, направленных на защиту национальных интересов, создание рекомендаций по борьбе с преступностью, терроризмом, согласование подходов к решению проблем социальной политики, взаимодействие ветвей власти и субъектов права, и т.п. В рамках государственных объединений решаются такие вопросы, как: приведение национальных законов в соответствие с международными договорами, соблюдение основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества, социальных прав и гарантий граждан, проблемы миграции трудовых ресурсов, защиты гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.
Таким образом, идея разработки модельных актов состоит в обобщении опыта регулирования законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответствующих отношений и определении нормативных предложений по оптимизации правового регулирования.
Разработка и издание модельных актов представляют собой один из способов воздействия на законотворчество субъекта Российской Федерации, поскольку федеральные законы по своей сути не могут содержать исчерпывающего регулирования всех вопросов в соответствующей сфере. Например, частью 1 статьи 8 Федерального закона "О гражданской обороне" не установлены полномочия Главы администрации субъекта Российской Федерации как высшего должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации.
Модельные акты для органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие отношения в области гражданской обороны, разработаны на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативные решения, содержащиеся в модельных актах, учитывают разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере гражданской обороны, предусмотренное в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны рассматривать модельные акты как изложенные нормативным языком рекомендации, которые можно использовать при совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Положения модельных актов могут учитываться органами государственной власти субъекта Российской Федерации как при подготовке проектов новых законодательных актов по вопросам гражданской обороны, так и при внесении изменений в действующие нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.
При использовании органами государственной власти субъекта Российской Федерации модельных актов следует иметь в виду, что их нормы должны быть адаптированы применительно к особенностям организации их государственной власти, специфике разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, территориального устройства, финансовым возможностям, а также иным особенностям соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.1. Необходимость определения перечня нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны
Следует отметить, что за прошедшие 10 лет с момента разработки предыдущего перечня рекомендованных актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" 8 раз вносились изменения, в результате которых: изменялись и дополнялись основные понятия и задачи гражданской обороны, полномочия органов власти, права и обязанности граждан, состав сил гражданской обороны, структура органов, осуществляющих управление гражданской обороной. Вследствие этого применяемый в настоящее время перечень рекомендованных актов субъектов Российской Федерации перестал соответствовать современным требованиям.
3.2. Перечень модельных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
С целью гармонизации нормативной правовой базы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на основании норм, установленных пунктом "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", рекомендуется использовать модельные акты субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.
Разработка и внедрение модельных актов субъекта Российской Федерации могут способствовать более эффективной деятельности органов и должностных лиц субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
При разработке модельных актов акцентировано внимание на наиболее полном определении в них полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и его высшего должностного лица в обозначенной сфере правового регулирования.
Безусловно, концептуальные положения, определяющие полномочия органов и должностных лиц в рассматриваемой сфере, должны быть определены в конституциях, уставах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, рекомендуется в соответствии с нормой, установленной частью 3 статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", внести изменения в конституцию/устав субъекта Российской Федерации в части определения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны (приложение 13), а также принять законодательный акт субъекта Российской Федерации "О гражданской обороне субъекта Российской Федерации" (приложение 1).
Исходя из вышеизложенного, перечень модельных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации с учетом новых подходов к организации и ведению гражданской обороны в современных социально-экономических условиях предлагается определить в следующем виде:
1. Закон о гражданской обороне субъекта Российской Федерации.
2. Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации.
3. О планировании мероприятий по гражданской обороне в субъекте Российской Федерации.
4. О создании сил гражданской обороны и поддержании их в готовности к действиям.
5. О подготовке населения в области гражданской обороны.
6. О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.
7. О создании эвакуационной комиссии в субъекте Российской Федерации.
8. Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
9. О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в субъекте Российской Федерации.
10. О повышении устойчивости функционирования организаций в военное время.
11. О создании, содержании и использовании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
12. О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Информация Конституционного Суда Российской Федерации "Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности" (одобрена решением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 г.)** посвящена дефектам нормотворчества, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) на протяжении 2013-2015 годов при разрешении дел о конституционности соответствующего нормативного регулирования. При этом основное внимание в ней уделено носящим системный характер проблемам законодательного регулирования как федерального, так и регионального уровней.
________________
** Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.ksrf.ru/ (по состоянию на 04.07.2016).
Конституционный Суд отмечает, что нарушение в процессе законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровне основополагающих принципов правового регулирования, с неизбежностью ведя к появлению различного рода дефектов нормотворчества (недостатки систематизации, фрагментарность, коллизионность, юридико-технические недочеты), нередко оборачивается неконституционностью нормативного регулирования, а также значительно увеличивает риски неконституционного правоприменения - применения нормы в смысле, расходящимся с конституционным.
Применение плохо отредактированных законоположений, таящих в себе правовую неопределенность либо несогласованность нормативного регулирования, приводит, в том числе, к снижению общественной поддержки действий государственной власти даже тогда, когда эти действия в целом отвечают публичным интересам.
Конституционный Суд дает наиболее общую типологию вскрытых в ходе конституционного судопроизводства основных нормотворческих дефектов (пробельность регулирования, неопределенность регулирования, несогласованность регулирования):