ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Об охране труда в Санкт-Петербурге
(с изменениями на 5 апреля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года N 527-87 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 13.10.2022);
Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.12.2022);
Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2024 года N 193-48 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 08.04.2024).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
25 апреля 2018 года
Законодательство Санкт-Петербурга об охране труда в Санкт-Петербурге (далее - охрана труда) основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга и состоит из настоящего Закона Санкт-Петербурга, других законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга распространяется на работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга (далее - работодатели), работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее - работники), а также иных лиц в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.
1. На территории Санкт-Петербурга действуют государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Губернатора Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и содержащие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Санкт-Петербурга, настоящему Закону Санкт-Петербурга, другим законам Санкт-Петербурга, нормативным правовым актам Губернатора Санкт-Петербурга, нормативным правовым актам Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
1. Государственная политика Санкт-Петербурга в области охраны труда основывается на принципах:
1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности;
2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти Санкт-Петербурга с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.
2. Направлениями государственной политики Санкт-Петербурга в области охраны труда являются:
1) участие в реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области охраны труда;
2) принятие законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда, снижению уровней профессиональных рисков и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;
4) принятие и реализация государственных программ Санкт-Петербурга, включающих мероприятия по охране труда, обеспечение контроля за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2024 года N 193-48. - См. предыдущую редакцию)
5) взаимодействие с профессиональными союзами в области охраны труда;
6) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
7) содействие заключению коллективных договоров, соглашений, содержащих обязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда;
8) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и оценка профессиональных рисков;
9) разработка и реализация мер активной политики и дополнительных мероприятий в области охраны труда, в том числе с учетом ежегодного доклада Правительству Санкт-Петербурга о реализации государственной политики Санкт-Петербурга в области охраны труда;
10) защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
11) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
12) организация проведения специальной оценки условий труда в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга и органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122. - См. предыдущую редакцию)
13) участие в финансировании мероприятий по охране труда;
14) расследование и учет несчастных случаев на производстве, участие в расследовании профессиональных заболеваний в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
15) содействие просвещению работодателей и работников о лучших практиках в области охраны труда и управления профессиональными рисками;
16) организация подготовки специалистов по охране труда и повышения их квалификации;
17) поддержка организаций, реализующих передовые (инновационные) способы по улучшению условий и охраны труда;
18) иные направления государственной политики Санкт-Петербурга в области охраны труда.
Государственное управление охраной труда на территории Санкт-Петербурга осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Правительство Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий.
К полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области охраны труда относятся:
1) принятие законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны труда в Санкт-Петербурге;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области охраны труда;
3) осуществление иных полномочий в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством.
1. К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области охраны труда относятся:
1) обеспечение реализации на территории Санкт-Петербурга государственной политики в области охраны труда;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года N 527-87. - См. предыдущую редакцию)
2) принятие нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
3) осуществление государственного управления охраной труда в пределах полномочий Санкт-Петербурга, в частности:
участие в реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области охраны труда;
принятие и реализация государственных программ Санкт-Петербурга, включающих мероприятия по охране труда, обеспечение контроля за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2024 года N 193-48. - См. предыдущую редакцию)
координация проведения на территории Санкт-Петербурга в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществление на территории Санкт-Петербурга в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года N 527-87. - См. предыдущую редакцию)
организация и проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года N 527-87. - См. предыдущую редакцию)
4) разработка и реализация мер активной политики и дополнительных мероприятий в области охраны труда, обеспечение контроля за их выполнением;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2024 года N 193-48. - См. предыдущую редакцию)
5) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны труда;
6) участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом; участие в расследовании профессиональных заболеваний в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
7) содействие реализации предупредительных и профилактических мер, направленных на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
8) взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками, при реализации государственной политики Санкт-Петербурга в области охраны труда;
9) создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области охраны труда;
10) исполнение иных полномочий в области охраны труда, не отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года N 527-87. - См. предыдущую редакцию)
2. Правительство Санкт-Петербурга осуществляет свои полномочия в области охраны труда, основываясь на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.
1. Обеспечение безопасных условий и охраны труда осуществляется в соответствии с требованиями охраны труда.
2. Для сотрудничества работодателей и работников в решении вопросов охраны труда в организациях создаются и действуют в порядке, установленном федеральным законодательством, комитеты (комиссии) по охране труда.
1. Финансирование городских, отраслевых, территориальных мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Санкт-Петербурга.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание, и иных источников, предусмотренных законодательством.
5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях в расчете на одного работника осуществляется в размерах, устанавливаемых в трехстороннем соглашении Санкт-Петербурга, соглашениях и коллективных договорах, но не ниже предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, межрегиональными соглашениями с участием Санкт-Петербурга, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В Санкт-Петербурге могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Губернатора Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
Санкт-Петербург
8 мая 2018 года
N 251-51
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"