Недействующий

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 22 февраля 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 N 4261-р)

3. Грузовые автомобили

Объем рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составляет 127 тыс. штук, в 2017 году - 78,2 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем рынка грузовых автомобилей достигнет 89 тыс. автомобилей к 2020 году и 110,6 тыс. автомобилей к 2025 году, что меньше максимальных значений 2012 года.

Производство грузовых автомобилей в 2017 году составляет 71 тыс. штук. Прогнозируется увеличение общего объема производства грузовых автомобилей в России на 18,8 процента к 2020 году (до 84,4 тыс. автомобилей в год) и дополнительно на 31,4 процента к 2025 году (до 110,9 тыс. автомобилей в год).

Наряду с восстановлением объема продаж российских производителей будет постепенно расти объем импорта, который может быть ограничен из-за сохранения и повышения экономических и регуляторных барьеров для импорта. Это должно сохранить привлекательность производства грузовых автомобилей в Российской Федерации и понизить долю импорта в потреблении к 2025 году - до 14,3 процента (15,8 тыс. штук) по сравнению с уровнем 2017 года - 16,9 процента (13,9 тыс. штук).

Текущих объемов экспорта грузовых автомобилей (около 6 тыс. автомобилей в 2017 году) недостаточно для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. Таким образом, приоритетным направлением Стратегии, как и в других сегментах, должна стать реализация стратегии экспорта. Доля экспорта в общем объеме производства грузовых автомобилей составит не менее 11 процентов (9,2 тыс. автомобилей) к 2020 году и 14,6 процента (16,2 тыс. автомобилей) к 2025 году.

Концентрация производства является критически важным фактором в целевом видении сегмента грузовых автомобилей. Сегмент грузовых автомобилей характеризуется недостаточными текущими объемами выпуска на платформу, что не обеспечивает достаточной экономии от масштаба. Максимальный масштаб производства грузовых автомобилей на одну платформу в Российской Федерации даже в годы с наибольшим объемом спроса (16-56 тыс. автомобилей на платформу в 2007 и 2008 годах) существенно меньше, чем масштаб производства грузовых автомобилей в зарубежных странах.

Анализ данных производителей грузовых автомобилей в Российской Федерации и за рубежом демонстрирует, что безубыточный выпуск, позволяющий инвестировать в развитие собственного продукта, достигается на уровне не менее 65-70 тыс. автомобилей на одну платформу в год.

Один из возможных вариантов увеличения объема производства грузовых автомобилей на одну платформу, позволяющего производителям инвестировать в развитие продукта в 2020 и 2025 годах, предполагает достижение следующих объемов:

для сборочных производств глобальных производителей:

в 2020 году и 2025 году - 10-15 тыс. штук;

для локальных производителей:

в 2020 году - 55-60 тыс. штук;

в 2025 году - 65-75 тыс. штук.

Для достижения целевых объемов внутреннего рынка, концентрации производства и экспорта необходимо в рамках Стратегии осуществить:

укрепление позиций локальных производителей за счет новых продуктов;