Объем рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составляет 127 тыс. штук, в 2017 году - 78,2 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем рынка грузовых автомобилей достигнет 89 тыс. автомобилей к 2020 году и 110,6 тыс. автомобилей к 2025 году, что меньше максимальных значений 2012 года.
Производство грузовых автомобилей в 2017 году составляет 71 тыс. штук. Прогнозируется увеличение общего объема производства грузовых автомобилей в России на 18,8 процента к 2020 году (до 84,4 тыс. автомобилей в год) и дополнительно на 31,4 процента к 2025 году (до 110,9 тыс. автомобилей в год).
Наряду с восстановлением объема продаж российских производителей будет постепенно расти объем импорта, который может быть ограничен из-за сохранения и повышения экономических и регуляторных барьеров для импорта. Это должно сохранить привлекательность производства грузовых автомобилей в Российской Федерации и понизить долю импорта в потреблении к 2025 году - до 14,3 процента (15,8 тыс. штук) по сравнению с уровнем 2017 года - 16,9 процента (13,9 тыс. штук).
Текущих объемов экспорта грузовых автомобилей (около 6 тыс. автомобилей в 2017 году) недостаточно для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. Таким образом, приоритетным направлением Стратегии, как и в других сегментах, должна стать реализация стратегии экспорта. Доля экспорта в общем объеме производства грузовых автомобилей составит не менее 11 процентов (9,2 тыс. автомобилей) к 2020 году и 14,6 процента (16,2 тыс. автомобилей) к 2025 году.
Концентрация производства является критически важным фактором в целевом видении сегмента грузовых автомобилей. Сегмент грузовых автомобилей характеризуется недостаточными текущими объемами выпуска на платформу, что не обеспечивает достаточной экономии от масштаба. Максимальный масштаб производства грузовых автомобилей на одну платформу в Российской Федерации даже в годы с наибольшим объемом спроса (16-56 тыс. автомобилей на платформу в 2007 и 2008 годах) существенно меньше, чем масштаб производства грузовых автомобилей в зарубежных странах.
Анализ данных производителей грузовых автомобилей в Российской Федерации и за рубежом демонстрирует, что безубыточный выпуск, позволяющий инвестировать в развитие собственного продукта, достигается на уровне не менее 65-70 тыс. автомобилей на одну платформу в год.
Один из возможных вариантов увеличения объема производства грузовых автомобилей на одну платформу, позволяющего производителям инвестировать в развитие продукта в 2020 и 2025 годах, предполагает достижение следующих объемов:
для сборочных производств глобальных производителей:
в 2020 году и 2025 году - 10-15 тыс. штук;
для локальных производителей:
в 2020 году - 55-60 тыс. штук;
в 2025 году - 65-75 тыс. штук.
Для достижения целевых объемов внутреннего рынка, концентрации производства и экспорта необходимо в рамках Стратегии осуществить:
укрепление позиций локальных производителей за счет новых продуктов;