Недействующий

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 22 февраля 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 N 4261-р)

1. Легковые автомобили

Объем рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составил 2,8 млн. штук, в 2017 году - 1,51 млн. штук, прогнозируется, что объем рынка легковых автомобилей в 2020 году составит 1,72 млн. штук, в 2025 году - 2,23 млн. штук, что меньше исторически максимального значения 2012 года.

По данным Федеральной службы государственной статистики, производство легковых автомобилей в 2017 году составляет 1,34 млн. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем производства в 2020 году составит 1,6 млн. штук, в 2025 году - 2,21 млн. штук.

Доля импорта на внутреннем рынке в 2017 году составляет 17,5 процента. Совокупность инвестиционного и таможенного регулирования поможет сохранить привлекательность производства автомобилей в Российской Федерации и обеспечить дальнейшее снижение доли импорта до 13,3 процента в 2025 году.

Текущие объемы экспорта легковых автомобилей, составляющие 83,4 тыс. штук в 2017 году, с ожидаемым ростом до 269 тыс. автомобилей к 2025 году, недостаточны для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. В связи с этим в сегменте легковых автомобилей необходима реализация приоритетных направлений стратегии экспорта.

Текущий объем производства в расчете на платформу не позволяет получать экономию от количества и увеличивает долю постоянных затрат в себестоимости. В странах с развитой автомобильной промышленностью более 70-80 процентов всего объема производства легковых автомобилей приходится на 6-8 платформ, что является оптимальным и устойчивым уровнем, обеспечивающим объем производства на одну платформу на уровне не менее 100-150 тыс. автомобилей.

Анализ данных производителей легковых автомобилей, локализованных в Российской Федерации, показывает, что достижение безубыточного выпуска достигается также на уровне не менее 100-150 тыс. автомобилей на одну платформу в год. Для локального автопроизводителя отечественных платформ безубыточный объем выпуска определяется в размере не менее 370-500 тыс. автомобилей в год с учетом расходов на разработку собственного продукта.

Прогнозируемых объемов продаж для большинства локализованных производителей (0,2-0,3 млн. автомобилей в год) недостаточно для окупаемости разработки собственной платформы (0,7-1 млн. автомобилей в год). Для обеспечения необходимого масштаба производства требуется увеличение объема экспортных продаж до целевого уровня с одновременной оптимизацией количества платформ до 6-8 штук. Соответствующая оптимизация обеспечит средний уровень выпуска на одну платформу в размере более 200 тыс. легковых автомобилей при наличии 1-2 российских платформ.

Производство на глобальных платформах позволяет продуктам локализованных производителей являться конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках, но ограничивает потенциал дальнейшей локализации и возможность создания конкурентоспособных продуктов собственной разработки в будущем.

Разработка локального продукта дает больше возможностей с точки зрения развития производства компонентов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но может потребовать значительных масштабов производства и инвестиций.

Для достижения целевых объемов внутреннего рынка, концентрации производства и экспорта легковых автомобилей необходимы:

стимулирование внутреннего спроса и обновления автопарка преимущественно немонетарными мерами;

естественная консолидация объемов производства за счет оптимизации количества платформ;

специализация автопроизводителей на отдельных платформах в рамках глобальных цепочек поставок;

реализация мероприятий стратегии экспорта.