ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации
В целях обеспечения реализации государственной пограничной политики Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной пограничной политики Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной пограничной политики Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. N Пр-1937.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
25 апреля 2018 года
N 174
Основы государственной пограничной политики Российской Федерации
1. Настоящими Основами определяются цель, основные задачи и направления реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (далее - государственная пограничная политика), а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - субъекты государственной пограничной политики) при ее реализации.
2. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
3. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
4. Государственная пограничная политика представляет собой совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, реализуемых субъектами государственной пограничной политики в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации (далее - пограничное пространство).
5. Государственная пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов:
а) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, нерушимость государственных границ;
б) мирное разрешение пограничных вопросов;
в) соблюдение международных обязательств, законности при осуществлении пограничной деятельности;
г) приоритет национальных интересов в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества;
д) единство целей и задач государственной пограничной политики и последовательность действий по их реализации;
е) адекватность мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве.
6. Государственная пограничная политика осуществляется в пограничном пространстве, включающем в себя государственную границу Российской Федерации (далее - государственная граница) и приграничную территорию Российской Федерации (далее - приграничная территория), подводную среду и воздушное пространство Российской Федерации, а также исключительную экономическую зону, континентальный шельф Российской Федерации, другие морские пространства, в пределах которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию.
7. Состояние защиты национальных интересов в пограничном пространстве определяется эффективностью функционирования системы обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой являются защита и охрана государственной границы.
8. Защита государственной границы осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а ее охрана - пограничными органами федеральной службы безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на охрану государственной границы. Состав и численность подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на охрану государственной границы, а также формы и способы осуществления ими пограничной деятельности соответствуют характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и задачам по их нейтрализации.
9. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности направлена на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также на противодействие международному терроризму и транснациональной преступности в пограничном пространстве.
10. В целях повышения эффективности пограничной деятельности:
а) осуществляется наращивание оперативного и технического потенциалов пограничных органов федеральной службы безопасности, а также их взаимодействие с другими органами федеральной службы безопасности, подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля;
б) предусматривается создание межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе. Практика применения таких группировок на различных участках государственной границы, в том числе на море, показала эффективность их работы;
в) ведутся обустройство и техническое оснащение государственной границы. В приоритетном порядке создана новая пограничная инфраструктура, а также технически обустроены участки государственной границы в Северо-Кавказском регионе, где наблюдается сложная оперативная обстановка. Реализованы первоочередные меры по укреплению государственной границы с Украиной. Создается социальная и пограничная инфраструктура на российско-казахстанской государственной границе, а также в Арктике и Дальневосточном регионе. Сокращается доля необустроенных участков государственной границы;
г) в рамках технического оснащения ежегодно обновляется от 5 до 10 процентов вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы. В практику пограничной деятельности внедряются современные технические средства, включая высокотехнологичные и многофункциональные пограничные комплексы и системы;
д) развивается система пропуска через государственную границу. Открыты и функционируют воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские пункты пропуска через государственную границу, а также места упрощенного пропуска через государственную границу для граждан, проживающих в приграничных районах Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. Для сокращения времени на проведение контрольно-проверочных мероприятий уменьшено количество государственных контрольных органов в пунктах пропуска, в практику их деятельности внедрены принципы "одного окна" и "одной остановки";
е) в плановом порядке ведется работа по международно-правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами и разграничению морских пространств в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и мирного разрешения пограничных вопросов;
ж) функционирует институт пограничных представителей Российской Федерации, к компетенции которых относится в том числе разрешение инцидентов на государственной границе;
з) развивается пограничное сотрудничество с уполномоченными органами сопредельных государств, с 48 иностранными государствами заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам, в 48 иностранных государствах организована деятельность официальных представителей органов федеральной службы безопасности. Осуществляется пограничное сотрудничество в многостороннем формате, в том числе в рамках Совета командующих Пограничными войсками, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках взаимодействия подразделений береговых охран.
11. На выявление и нейтрализацию угроз безопасности Российской Федерации и оказание содействия в формировании национальных пограничных служб направлена деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности, дислоцированных в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Таджикистан и Республике Южная Осетия.
12. Созданная система защиты и охраны государственной границы в целом обеспечивает поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также решение других задач, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в пограничном пространстве.
13. Под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы. Происходит наращивание инфраструктуры Организации Североатлантического договора на северо-западном и западном направлениях. Сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), на границах Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с Грузией. Увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. Не устранены социально-экономические причины, обусловившие отток населения с приграничной территории и повышение уровня криминализации на этой территории.
14. Основными угрозами национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) территориальные притязания некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе;
б) притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока;
в) усиление экономического и демографического влияния иностранных государств на отдельные приграничные районы с низким уровнем социально-экономического развития;
г) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах в связи с неразрешенностью социально-экономических проблем, сохранением религиозных, этнических противоречий, сепаратистских проявлений среди населения, проживающего в этих районах;
д) попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
е) трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов;
ж) опасность возникновения на приграничных территориях Российской Федерации и отдельных сопредельных государств стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также эпидемий, эпизоотий и возможность их трансграничного распространения.
15. Факторами, влияющими на эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, являются:
а) незавершенность международно-правового оформления государственной границы с некоторыми сопредельными государствами и разграничения морских пространств;
б) недостаточные обустройство и техническая оснащенность отдельных участков государственной границы, а также низкие темпы строительства (реконструкции), обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу;
в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории;
г) недостаточная организация межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за пребыванием иностранных граждан на приграничной территории с регламентированным посещением;
д) низкая мотивация участия граждан в охране государственной границы.
16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.
17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:
а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;
б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;
в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;
г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;
д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;
е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.
18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:
а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:
актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;
совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;
развитие системы защиты и охраны государственной границы;
совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;
б) обустройство государственной границы;
в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;
г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;
д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.
19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;
б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;