Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487

12.1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы подпрограммы 2 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы 2


Осуществление мероприятий по охране и защите зеленого фонда Санкт-Петербурга является одной из основных задач КБ.

По состоянию на 01.01.2017 на учете и содержании КБ находятся 3092 объекта зеленых насаждений общей площадью 7991,25 га, в том числе 89 парков (3385,62 га), 136 садов (455,72 га), 113 бульваров (335,15 га), 1685 скверов (1471,32 га) и 1069 объектов уличного озеленения (2343,44 га) и городские леса площадью 22934 га.

За последние 10 лет объемы ежегодных посадок деревьев возросли почти в 4 раза, объемы посадок кустарников - в 3 раза, объемы посадок цветов - в 3,4 раза. Большое значение уделяется цветочному оформлению основных магистралей, садов и парков города. Для объемного цветочного оформления Санкт-Петербурга используется более 13 тыс. конструкций разнообразной конфигурации с посадками ампельных видов растений. Для озеленения городских территорий с ограниченной площадью мест посадок деревьев начато внедрение приемов контейнерного озеленения.

Необходимо отметить, что сложившееся в последние годы хроническое недофинансирование садово-паркового хозяйства на фоне общей возрастающей антропогенной нагрузки на окружающую среду привело к ухудшению состояния объектов зеленых насаждений города. Ежегодно возрастает потребность в ремонте существующих объектов зеленых насаждений, связанная с естественным износом, потребность в замене существующих посадок на молодой и более устойчивый ассортимент. Сбалансированная система зеленых насаждений города предполагает наличие растительности трех возрастов: 15-20 лет, 30-40 лет и 40-50. Средний срок жизни дерева в условиях негативного влияния мегаполиса составляет не более 50 лет. По данным мониторинга порядка 30% деревьев, произрастающих не территории города, приблизились к естественной границе продолжительности жизни.

Для обеспечения развития территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга требуются последовательное восстановление природных компонентов и качественное изменение состояния окружающей среды, а именно:

проведение полного комплекса мероприятий по содержанию, охране территорий зеленых насаждений и обеспечению малыми архитектурными формами и нормативной освещенностью;

внедрение в Санкт-Петербурге принципиально новых прогрессивных подходов к озеленению городских территорий, способных дать свежий импульс к развитию, а именно:

последовательное расширение ассортимента, включая адаптированные сорта, сохраняющие листву максимально протяженный период в северных условиях;

своевременная замена и дополнение старой растительности несколькими поколениями более молодой растительности;

постепенный переход от широкого использования однолетних культур к использованию многолетних декоративно цветущих и декоративно-лиственных растений и кустарников с созданием цветочных композиций только вблизи значимых городских объектов, что позволит впоследствии снизить нагрузку на бюджет;

применение современных приемов с использованием крупных контейнеров для подъема растительности в случаях, когда необходима защита от засоления, а также в случае наличия подземных коммуникаций;

своевременное проведение мероприятий по восстановлению и переустройству объектов зеленых насаждений.

На всю площадь городских лесов имеются материалы лесоустройства. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2012 N 156 "Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга" утверждены ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Лесохозяйственный регламент Курортного лесопарка разработан и утвержден распоряжением КБ от 14.07.2017 N 173-р "Об утверждении лесохозяйственного регламента Курортного лесопарка". Распоряжением КБ от 14.07.2017 N 172-р "Об установлении ставок платы" установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в Санкт-Петербурге; ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в целях его аренды и ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

В рамках выделяемого финансирования в адресную программу по охране объектов и территорий зеленых насаждений включено 10 объектов, при этом в первоочередном порядке необходимо обеспечить охрану не менее 13 объектов. Отсутствие охраны влечет за собой многочисленные факты нарушения благоустройства и значительный ущерб садам и паркам, а также вызывает обоснованные жалобы граждан. При проведении работ по переустройству и созданию объектов зеленых насаждений необходимо предусматривать работы, обеспечивающие достижение нормативной освещенности объектов зеленых насаждений.

Для поддержания объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения, в удовлетворительном состоянии необходимо проведение работ по восстановлению и переустройству с периодичностью в 50 лет. Высокий уровень технического износа конструктивных элементов, превышение темпов старения растительности над темпами реновации, ведущие к росту рисков аварийности на объекте, являются основными показателями для включения объектов в программу переустройства и восстановления объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения. Для создания благоприятной окружающей среды и улучшения условий жизнедеятельности населения необходимо проведение работ по переустройству ряда объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения.

При внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 19.09.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования" в перечень объектов зеленых насаждений общего пользования был включен ряд неблагоустроенных территорий. КБ в рамках реализации подпрограммы 2 планируется выполнить работы по созданию (размещению) ряда объектов зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга, что позволит улучшить состояние этих территорий и повысить уровень комфортности пребывания на них.

Необходимость строительства новых производственных баз для предприятий садово-паркового хозяйства обуславливается тем, что в настоящее время садово-парковые предприятия, расположенные на арендованных земельных участках, не обеспечены производственными базами. Отсутствие у предприятий сооружений для хранения специализированной техники ускоряет амортизацию автотранспортных средств. Кроме того, существующая децентрализация и рассредоточение функциональных подразделений районных производственных баз, включающих складские и транспортные участки, значительно удаленные друг от друга на территории района, оплата арендной платы за размещение на нескольких производственных площадках увеличивают расходы и временные затраты организации производственного процесса.

В границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга все земли относятся к категории земель населенных пунктов, земли лесного фонда в Санкт-Петербурге отсутствуют. Леса в границах Санкт-Петербурга относятся к категории защитных лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, городские леса. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2012 N 162 "Об определении количества лесопарков на территории города Санкт-Петербург и установления их границ" установлены границы городских лесов Санкт-Петербурга. По данным государственного лесного реестра Санкт-Петербурга площадь городских лесов по состоянию на 01.01.2017 составляет 22934 га.

Полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области лесных отношений определяются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также положениями Закона Санкт-Петербурга от 17.03.2010 N 153-49 "О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге". Полномочия по разработке и утверждению Лесного плана Санкт-Петербурга, лесохозяйственного регламента Курортного лесопарка Санкт-Петербурга, проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Санкт-Петербурга, переданы Российской Федерацией органам государственной власти Санкт-Петербурга в 2014 году.

На всю площадь городских лесов имеются материалы лесоустройства. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2012 N 156 "Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга" утверждены ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. В настоящее время Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Курортный лесопарк" реализует мероприятия по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории Санкт-Петербурга, в том числе осуществляет охрану лесов от пожаров и благоустройство лесных территорий.

К мерам по предупреждению лесных пожаров относятся строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; проведение работ по гидромелиорации; осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах. В настоящее время 80% лесных дорог и гидромелиоративных сетей на территории городских лесов Санкт-Петербурга изношены и находятся в неудовлетворительном состоянии. Требуется проведение мероприятий по ремонту существующих и строительству новых лесных дорог, ремонту гидромелиоративной сети в целях обеспечения пожарной безопасности на лесных территориях и повышению устойчивости лесных насаждений.

Приоритетными направлениями в сфере озеленения являются:

развитие территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга;

улучшение состояния территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга;

повышение уровня комфортности пребывания на территории зеленых насаждений Санкт-Петербурга;

обеспечение охраны и защиты лесных насаждений на территории городских лесов.