ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2017 года N 15410/30-2/и
О направлении методических рекомендаций
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет методические рекомендации по размещению страховых представителей в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Председатель
Н.Н.Стадченко
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях организации деятельности страховых представителей страховых медицинских организаций в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, по информационному сопровождению застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи, а также по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.
2. Перечень употребляемых терминов и сокращений:
а. Страховой представитель в медицинской организации (далее - страховой представитель) - сотрудник страховой медицинской организации, оказывающий застрахованным лицам содействие в оперативном решении вопросов обеспечения доступности медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию путем выявления и устранения нарушений доступности медицинской помощи, приёма, регистрации и организации рассмотрения обращений по поводу объемов и качества оказанной медицинской помощи, а также осуществляющий информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и обеспечение информирования застрахованных лиц и их законных представителей;
б. Пост страхового представителя в медицинской организации (далее - пост) - стационарное рабочее место страхового представителя в медицинской организации, оборудованное за счет страховой медицинской организации средствами телекоммуникационной связи, выходом в сеть "Интернет" и доступом к соответствующим ресурсам страховой медицинской организации для регистрации обращений граждан, к информационному ресурсу ТФОМС, органов управления здравоохранения субъекта Российской Федерации (при наличии возможности предоставления доступа) и медицинской организации в целях получения информации, необходимой для оперативного решения вопросов, а также другими техническими средствами и канцелярскими принадлежностями, необходимыми для осуществления деятельности;
в. Визит страхового представителя (далее - визит) - форма организации работы страхового представителя в медицинской организации по согласованному медицинской организацией и страховой медицинской организацией графику, при которой он обеспечен за счет страховой медицинской организации средствами телекоммуникационной связи, выходом в сеть "Интернет" и доступом к соответствующим ресурсам страховой медицинской организации для регистрации обращений граждан, к информационному ресурсу ТФОМС, органов управления здравоохранения субъекта Российской Федерации (при наличии возможности предоставления доступа) и медицинской организации, не предполагающая организацию стационарного оборудованного рабочего места страхового представителя в медицинской организации, при которой страховой представитель в медицинской организации активно опрашивает граждан на предмет наличия предложений, замечаний и жалоб, касающихся работы медицинской организации, проводит анкетирования и консультации, принимает обращения застрахованных лиц, выполняет другие функции по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в рамках компетенции;
г. ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации;
д. СМО - страховая медицинская организация;
е. ОМС - обязательное медицинское страхование.
3. Для достижения поставленной цели страховой представитель выполняет следующие функции:
а. отвечает на вопросы граждан, касающиеся соблюдения их прав при оказании медицинской помощи, доступности и качества медицинской помощи, в пределах своей компетенции;
б. принимает обращения граждан по вопросам ОМС;
в. организовывает и участвует в рассмотрении обращений граждан;
г. выявляет случаи неудовлетворенности доступностью и качеством оказанной медицинской помощи посредством опроса и анкетирования застрахованных лиц;
д. предпринимает действия в рамках рассмотрения обращений граждан, направленные на соблюдение их прав, доступность и качество медицинской помощи в пределах своей компетенции.
4. Страховой представитель в медицинской организации в процессе работы взаимодействует с застрахованными гражданами, администрацией и уполномоченными сотрудниками данной медицинской организации и иных медицинских организаций, страховыми представителями первого, второго и третьего уровней СМО и уполномоченным сотрудником ТФОМС.
5. Страховой представитель отвечает на вопросы застрахованных граждан с полисом любой СМО, независимо от страховой принадлежности. При этом по обращениям граждан, застрахованных в СМО, сотрудником которой он является, страховой представитель организует рассмотрение обращений. Гражданам, застрахованным в других СМО, страховой представитель оказывает содействие в маршрутизации для регистрации обращений в СМО, застрахованным лицом которой является гражданин.
6. В случаях поступления обращений от лиц, застрахованных в других субъектах Российской Федерации, страховой представитель переадресовывает обращение в филиал СМО, в которой застрахован гражданин, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, а при отсутствии филиала СМО - в ТФОМС.
7. СМО обеспечивает страхового представителя в медицинской организации вне зависимости от формы организации работы (пост или визит), техническими средствами связи, включая доступ в сеть "Интернет" и средствами телекоммуникационной связи, позволяющими гражданам оперативно связаться со страховыми представителями первого уровня, получить консультацию, передать обращение или жалобу. При размещении средств оперативной телекоммуникационной связи в медицинской организации СМО может не направлять в медицинскую организацию страхового представителя с визитами по графику.
8. Для определения времени работы страхового представителя в медицинской организации учитываются следующие параметры:
а. тип медицинской организации (согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций": поликлиника, больница);
б. группа, к которой относится медицинская организация в зависимости от посещаемости застрахованными лицами в смену или коечного фонда;
в. участие медицинской организации в проекте "Бережливая поликлиника" или в тиражировании проекта "Бережливая поликлиника";
г. время наибольшей нагрузки (посещений застрахованными лицами медицинской организации);
д. доля застрахованных лиц СМО, прикрепленных к медицинской организации, в общем числе прикрепленных к медицинской организации лиц;
е. доля застрахованных лиц на территории административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации;
ж. количество обоснованных жалоб, поступивших в СМО и ТФОМС на деятельность медицинской организации, а также на качество оказываемой медицинской помощи в данной медицинской организации.
9. Для расчета времени работы страхового представителя в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - поликлиника), учитываются следующие критерии:
а. посещаемость застрахованными лицами медицинской организации в смену;
б. доля застрахованных лиц СМО, прикрепленных к медицинской организации, в общем числе прикрепленных к медицинской организации лиц;
в. количество обоснованных жалоб, поступивших в СМО и ТФОМС на деятельность медицинской организации, а также на предоставление медицинской помощи в данной медицинской организации;
г. время наибольшей нагрузки (посещений застрахованными лицами медицинской организации).
10. Для расчета времени работы страховых представителей определены 5 групп медицинских организаций в зависимости от количества посещений в смену:
Группа I - менее 100 посещений в смену,
Группа II - 100-299 посещений в смену,
Группа III - 300-599 посещений в смену,
Группа IV - 600-999 посещений в смену,
Группа V - 1000 посещений в смену и более.
11. Посещаемость поликлиники определяется на основании объемов посещений в смену, указанных в реестре счетов медицинских организаций, оплаченных за счет средств ОМС за вычетом объема посещений и обращений, приходящихся на врачебные амбулатории, относящиеся к данной поликлинике.
12. График работы страховых представителей в медицинских организациях составляется страховыми медицинскими организациями на основании предоставленных медицинскими организациями сведений о посещаемости медицинской организации по дням и времени суток без учета посещаемости амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, входящих в состав медицинской организации.
13. При составлении графика визитов страховых представителей в медицинской организации приоритетным является наиболее посещаемое застрахованными лицами медицинской организации время (предположительно понедельник/среда/пятница при организации работы страхового представителя в медицинской организации 3 дня в неделю или понедельник/четверг при организации работы 2 дня в неделю; в утреннее время с открытия поликлиники и в вечернее время в период с 17.00 до окончания работы поликлиники).
14. СМО организует работу страховых представителей в форме визита во всех амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах, входящих в состав поликлиники, к которой прикреплены застрахованные лица страховой медицинской организации, не реже одного раза в полугодие.
15. Рекомендуемые нормы общего времени работы страхового представителя в поликлинике, а также рекомендуемые нормы работы страхового представителя определенной страховой медицинской организации в поликлинике представлены в Таблице N 1 и Таблице N 2.
Группа поликлиник в зависимости от количества посещений в смену | I | II | III | IV | V |
Количество посещений в смену | Менее 100 | 100-299 | 300-599 | 600-999 | 1000 и более |
При отсутствии обоснованных жалоб: | |||||
Организация работы поста | X | X | X | 5 дней в неделю по 4 часа | 5 дней в неделю по 6 часов |
Организация работы визита | 4 часа 1 раз в месяц | 4 часа 2 раза в месяц | 2 дня в неделю по 4 часа | X | X |
При увеличении количества обоснованных жалоб: | |||||
Организация работы поста | X | X | X | 5 дней в неделю по 6 часов | 5 дней в неделю по 6 часов |
Организация работы визита | 4 часа 2 раза в месяц или 2 часа 1 раз в неделю | 4 часа 1 раз в неделю | 4 дня в неделю по 4 часа | X | X |
Группа поликлиник в зависимости от количества посещений в смену | I | II | III | IV | V | |||||||||||||
Количество посещений в смену | Менее 100 | 100-299 | 300-599 | 600-999 | 1000 и более | |||||||||||||
Доля застрахованных лиц СМО, прикрепленных к медицинской организации, в общем числе прикрепленных лиц МО (в долях единицы) | менее 0,20 | 0,21- | 0,51 и более | Ме- | 0,11- | 0,21- | 0,51 и более | менее 0,20 | 0,21- | 0,51 и более | Ме- | 0,11- | 0,21- | 0,51 и более | Ме- | 0,11- | 0,21- | 0,51 и более |
При отсутствии обоснованных жалоб: | ||||||||||||||||||
Организация работы поста (не менее дней в неделю, часов в день) | 2 дня в неде- | 4 дня в неде- | 2 дня в неде- | 4 дня в неде- | 6 дней в неде- | |||||||||||||
Организация работы визита (не менее установленного количества выходов, продолжитель- | 1 раз в | 1 раз в квар- | 1 раз в квартал | 1 раз в полу- | 1 раз в квар- | 1 раз в квар- | 1 раз в месяц | 1 раз в квар- | 1 раз в месяц | 2 дня в неде- | 1 раз в квар- | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | |||||
При увеличении количества обоснованных жалоб: | ||||||||||||||||||
Организация работы поста (не менее дней в неделю, часов в день) | 5 дней в неде- | 5 дней в неде- | 2 дня в неде- | 4 дня в неде- | 6 дней в неде- | |||||||||||||
Организация работы визита (не менее установленного количества выходов, продолжитель- | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 2 раза в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц | 4 раза в месяц | 4 дня в неде- | 2 раза в месяц | 4 раза в месяц | 4 раза в месяц |
16. Для организации работы страховых представителей в поликлиниках, участвующих в реализации проекта "Бережливая поликлиника", а также в поликлиниках, где тиражируется проект "Бережливая поликлиника", на период реализации и тиражирования проекта СМО организуют пост с установлением соответствующего графика работы страховых представителей различных СМО. При этом страховой представитель еженедельно проводит, в том числе, опрос граждан в целях оценки удовлетворенности прикрепленного населения работой медицинской организации и качеством оказанной медицинской помощи.
17. Для расчета количества часов работы страховых представителей определены 5 групп медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях стационара (далее - больница) в зависимости от мощности медицинской организации, определенной количеством коек:
Группа I - менее 100 коек,
Группа II - 100-199 коек,
Группа III - 200-399 коек,