Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.6.029-2017

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)".

Коллектив авторов: д-р техн. наук В.П.Носов, канд. техн. наук В.И.Бочкарев, канд. техн. наук А.А.Фотиади.

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 15.12.2017 N 4000-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) устанавливает значения транспортно-эксплуатационных характеристик конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения в период действия гарантийных обязательств подрядными организациями, а также гарантийные сроки вновь устроенных конструктивных элементов, законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом или содержанием участков автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения, включая прогнозные показатели состояния конструктивных элементов по годам действия гарантийных обязательств.

1.2 Рекомендации методического документа не распространяются на участки автомобильных дорог в период действия гарантийных обязательств после строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта, подвергшиеся стихийному бедствию или иным событиям, которые могут быть к ним приравнены, факты наступления и действия которых должны быть подтверждены документально уполномоченным государственным органом Российской Федерации.

1.3 Данный методический документ предназначен для использования органами управления автомобильными дорогами общего пользования (далее - заказчик) и подрядными организациями (далее - подрядчик), выполняющими работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог и устройству технических средств организации дорожного движения, законченных комплексным обустройством.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011)

ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 32952-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля

ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ Р 50597-2017 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

     3 Сокращения, термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие сокращения, а также термины с соответствующими определениями:

3.1 КЭАД: Конструктивный элемент автомобильной дороги (составная часть конструкции, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию).

3.2 ТСОДД: Технические средства организации дорожного движения (комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги).

3.3 гарантийные обязательства: Обязательства подрядчика, в соответствии с которыми он на свой риск и за свой счет должен выполнить все необходимые действия для устранения недопустимого состояния КЭАД и (или) ТСОДД, возникшего в период действия гарантийного срока.

3.4 гарантийный паспорт: Документ исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту участка автомобильной дороги, в котором указаны характеристика объекта, гарантийные сроки к КЭАД и ТСОДД и прогнозные индикаторы состояния по годам действия гарантийных обязательств.

3.5 гарантийный срок: Период времени для объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта с момента подписания акта ввода в эксплуатацию или с момента подписания акта открытия движения (что наступит раньше), в течение которого подрядчик, выполнивший работы по участку автомобильной дороги, берет на себя обязательства за счет собственных средств выполнять работы по устранению недопустимого состояния КЭАД и ТСОДД.

3.6 защитный слой: Конструктивный элемент дорожной одежды толщиной не более 4 см, предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и атмосферных факторов. Защитный слой не учитывается в расчете прочности дорожной одежды и подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

3.7 индикатор состояния: Численное значение транспортно-эксплуатационных характеристик КЭАД и ТСОДД, изменяющихся в процессе эксплуатации дороги в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий, работ по содержанию автомобильной дороги и других факторов.

3.8 недопустимое состояние КЭАД и ТСОДД: Состояние КЭАД и ТСОДД, при котором возникли недопустимые локальные повреждения и (или) индикаторы состояния находятся на недопустимом уровне, что приводит к существенному снижению уровня безопасности и комфортности дорожного движения.

3.9 слой износа: Верхний слой покрытия или защитный слой при его наличии, непосредственно подвергающийся воздействию колес автомобилей и атмосферных факторов. При отсутствии защитного слоя верхний слой покрытия, непосредственно подвергающийся воздействию колес автомобилей и атмосферных факторов, является слоем износа. В данном случае этот слой учитывается в расчете прочности дорожной одежды с учетом величины максимально допустимой поперечной неровности по требованию действующих нормативных документов. В процессе эксплуатации слой износа подлежит периодическому восстановлению.

     4 Общие положения

4.1 В данном методическом документе приведены гарантийные сроки для земляного полотна, оснований дорожной одежды, слоев покрытий, дорожных знаков, разметки, ограждений, сигнальных столбиков, включая прогнозные значения индикаторов состояния дорожных покрытий автомобильных дорог и ТСОДД по годам действия гарантийных обязательств.

4.2 Проектная организация при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт участков автомобильных дорог включает в ее состав гарантийные сроки КЭАД и ТСОДД, в том числе прогноз значений индикаторов состояния по годам гарантийного срока эксплуатации в соответствии с принятыми проектными решениями и условиями эксплуатации.

Проектная документация утверждается главным инженером проекта и должна соответствовать нормативным документам, техническим регламентам и подтверждать требования к основным технико-эксплуатационным показателям дороги в течение проектного срока службы (ТР ТС 014/2011, перечень [1]).

4.3 На стадии размещения заказов на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту в гарантийном паспорте указываются гарантийные сроки к КЭАД и ТСОДД и прогнозные значения индикаторов состояния по годам действия гарантийных обязательств (приложение А).

4.4 Заказчик в период действия гарантийных сроков выполняет работы по инструментальной оценке фактического технического состояния КЭАД и ТСОДД с определением значений индикаторов состояния и выявлением недопустимых локальных повреждений КЭАД и ТСОДД. Периодичность инструментальных проверок выполняется при осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями ТР ТС 014/2011, перечня [1], приказа [2].

4.5 Государственным контрактом предусматриваются гарантийные обязательства подрядчика ликвидировать недопустимое состояние КЭАД и ТСОДД за счет собственных средств в течение всего гарантийного срока, в этот период недопустимые локальные повреждения КЭАД и ТСОДД устраняются подрядчиком при их возникновении в сроки, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017.

Если на момент оценки глубины колеи ее значение превышает уровень, установленный в гарантийном паспорте для текущего года эксплуатации, но не достигло предельного значения на конец последнего гарантийного года, то заказчик обращает внимание подрядчика на ухудшение поперечной ровности покрытия. Если глубина колеи превышает уровень, предусмотренный для последнего года гарантийного срока, то подрядчик выполняет работы по улучшению поперечной ровности покрытия.

4.6 При возникновении разногласий между заказчиком и подрядчиком в результатах оценки состояния КЭАД и ТСОДД, а также причин недопустимого состояния должна быть проведена независимая экспертиза.

Если в результате экспертизы установлено, что недопустимое состояние КЭАД и ТСОДД возникло не по вине подрядчика, то он освобождается от гарантийных обязательств.

4.7 Заказчик имеет право применить гарантийные обязательства к индикаторам состояния КЭАД и ТСОДД, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень индикаторов состояния КЭАД и ТСОДД для применения гарантийных обязательств

Конструктивный элемент

Транспортно-эксплуатационная характеристика

Индикаторы состояния

Покрытие асфальтобетонное и цементобетонное

Продольная ровность

Международный показатель ровности IRI

 

Поперечная ровность

Глубина колеи

 

Сцепные качества

Коэффициент сцепления

Знаки дорожные

Видимость в темное время суток

Коэффициент световозвращения (для знаков со световозвращающей поверхностью)


Средняя яркость элементов изображения (для знаков с внутренним освещением)


Освещенность поверхности изображения (для знаков с внешним освещением)

 

Видимость в светлое время суток

Коэффициент яркости

 

Различимость цветного изображения

Координаты цветности

Разметка дорожная

Видимость в темное время суток

Коэффициент световозвращения

 

Видимость в светлое время суток

Коэффициент светоотражения при дневном рассеянном или искусственном освещении

4.8 Для КЭАД и ТСОДД заказчик применяет гарантийные обязательства по видам недопустимых локальных повреждений, в том числе:

- по земляному полотну, системе водоотвода и основанию дорожной одежды: пучинам, осадкам, просадкам, размывам, оползаниям откосов, повреждениям обочин и разделительных полос, возвышению или занижению уровня обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части, размыву кюветов и разрушению лотков, нарушению положений люков колодцев и дождеприемных решеток;

- асфальтобетонному покрытию: выбоинам, гребенкам, волнам, сдвигам, просадкам, проломам, выпотеванию битума, трещинам всех видов;

- цементобетонному покрытию: выбоинам, шелушениям, выкрашиваниям, сколам кромок и углов плит, разрушению деформационных швов, образованию уступов высотой более 3 мм, потере продольной устойчивости, трещинам всех видов;

- поверхностным обработкам, тонким защитным слоям и слоям износа из литых эмульсионно-минеральных смесей: нарушению сплошности слоя;

- дорожным знакам: изменению положения знака, нарушению целостности лицевой поверхности;

- дорожной разметке: износу (разрушению) линий и символов разметки по площади;

- дорожным ограждениям: нарушению целостности конструкции, горизонтальному или вертикальному отклонению ограждения от его проектного положения, коррозионным процессам;

- сигнальным столбикам: нарушению целостности конструкции, изменению цвета, повреждению вертикальной разметки;

- дорожным световозвращателям: нарушению целостности лицевой поверхности, снижению коэффициента световозвращения.

4.9 Заказчик имеет право расширить или уменьшить приведенный выше перечень индикаторов состояния и недопустимых локальных повреждений КЭАД и ТСОДД в зависимости от особенностей участка автомобильной дороги.

4.10 При проведении подрядчиком работ в рамках гарантийных обязательств по устранению недопустимых повреждений КЭАД и ТСОДД срок выполнения работ с момента их обнаружения не должен превышать трех месяцев и может быть увеличен при соответствующих погодно-климатических условиях. Если для устранения повреждений по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, то срок устранения исчисляется с момента их наступления.

При наступлении гарантийного случая гарантийные сроки КЭАД и ТСОДД продлеваются на период времени, равный периоду эксплуатации недопустимого состояния КЭАД и ТСОДД.

При возникновении повреждений, недопустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, их устранение должно осуществляться в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-2017.

     5 Гарантийные сроки конструктивных элементов, законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом или содержанием участков автомобильных дорог, и технических средств организации дорожного движения

5.1 Минимальный гарантийный срок для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте принимается соответственно восемь и шесть лет.

5.2 Гарантийный срок для обочин или их частей, укрепленных по типу проезжей части, принимается равным гарантийному сроку покрытия дорожной одежды. В иных случаях гарантийный срок не регламентируется.

5.3 Гарантийный срок для цементобетонных покрытий при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды принимается не менее восьми лет.

5.4 Гарантийные сроки для верхнего слоя покрытия капитального типа (слоев износа) при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды устанавливаются в зависимости от интенсивности движения в соответствии с рекомендациями, приведенными в таблице 2. Минимальный гарантийный срок для нижнего слоя покрытия рекомендуется принимать равным пяти годам.

Таблица 2 - Рекомендуемый гарантийный срок для верхнего слоя асфальтобетонного покрытия (слоев износа)

Прогнозируемая интенсивность движения транспортных средств по одной полосе, авт./сут

Рекомендуемый гарантийный срок, годы

<1000

8

1000-2500

7

2500-5000

6

5000-10000

5

10000-20000

4

>20000

2

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs