Образование является одним из важных социальных благ современного человечества. Важность отрасли "Образование" обуславливается тем, что она помогает передавать знания и опыт поколений, формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций жителя города; ее воспитательные и образовательные функции позволяют определить будущего жителя Санкт-Петербурга и России - гражданина, профессионала, потребителя, предпринимателя. Без изменений в отрасли "Образование" невозможно устойчивое развитие Санкт-Петербурга. Развитие данной сферы повышает конкурентоспособность Санкт-Петербурга в борьбе за человеческий, интеллектуальный, материальный, финансовый капиталы в глобальном мире.
Санкт-Петербург, являясь вторым по величине городом России, обладает развитой сетью образовательных организаций. На 01.09.2017 в Санкт-Петербурге функционируют:
1054 государственных дошкольных организации;
11 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
92 дошкольных отделения в общеобразовательных организациях;
40 негосударственных образовательных организаций для детей дошкольного возраста;
683 государственных образовательных организации общего образования;
54 негосударственных образовательных организации, реализующие программы общего образования;
80 государственных профессиональных образовательных организаций;
183 учреждения дополнительного образования детей, из них 59, находящихся в ведении Комитета по образованию.
Среди сильных сторон системы образования Санкт-Петербурга можно выделить:
доступность и вариативность образовательных услуг, возможность непрерывного образования;
значительный кадровый потенциал и накопленные педагогические традиции;
высокое качество общего образования (показатели превышают средние российские);
лидирующие позиции в России в области дополнительного образования.
Фундаментом отрасли "Образование" является кадровый потенциал, обеспечивающий передачу знаний, установок, воспитательные и социализирующие функции для жителей Санкт-Петербурга. Средний возраст педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 45 лет; доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет около 15 процентов. С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платы по региону привлекательность работы в образовательных организациях, в том числе для молодых специалистов, повышается. Для решения вопросов привлечения в отрасль "Образование" высококвалифицированных и молодых кадров внедрена система "эффективных контрактов" с работниками образовательных организаций.
Большую роль в развитии отрасли имеет система повышения квалификации. В Санкт-Петербурге ежегодно за счет средств бюджета повышают свою квалификацию более 30000 педагогов. Система постдипломного образования в Санкт-Петербурге диверсифицируется. В Санкт-Петербурге работают федеральные стажировочные площадки, действует персонифицированная модель повышения квалификации.
Признанным и эффективным средством развития отрасли "Образование" является инновационная деятельность образовательных учреждений и педагогов. Сформирована инновационная сеть экспериментальных площадок, педагогических лабораторий и ресурсных центров. Образовательные организации Санкт-Петербурга активно распространяют свой опыт.
В 2014 году в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" обновлена нормативная база, регламентирующая инновационную деятельность образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге функционируют экспериментальные площадки, педагогические лаборатории, ресурсные центры общего образования, ресурсные центры дополнительного образования, ресурсные центры подготовки специалистов.
Масштабность изменений отрасли "Образование" Санкт-Петербурга, многообразие проводимой педагогами инновационной деятельности, их достижения требуют широкого представления. В Санкт-Петербурге ежегодно проводятся сотни мероприятий различного уровня по вопросам образования, наиболее значимые и масштабные следующие мероприятия:
Петербургский образовательный форум, с 2017 года официально проводится в статусе "Петербургский международный образовательный форум";
праздник выпускников "Алые паруса";
"Бал медалистов";
Городской педагогический совет;
конкурс профессионального мастерства "Шаг в профессию".
Обеспечение высокого качества образования в наиболее массовом сегменте отрасли - общем образовании является ключом к успешному функционированию системы образования Санкт-Петербурга.
Важным элементом развития оценки качества образования в Санкт-Петербурге является внедрение систем профессиональной и общественной экспертизы образовательной деятельности, а также использование процедур самооценки образовательных учреждений как средства обеспечения качественных образовательных услуг и развития человеческого капитала Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург как европейский мегаполис стремится соответствовать вызовам XXI века - века информационных технологий. Предметом постоянного внимания является развитие образовательной среды и информатизация процесса обучения. Информационные технологии расширяют доступ во внешнюю среду, возможности коммуникации с ней.